Мир антропологии

Болели ли зубы у неандертальцев. Кариес...

Исследования зубной системы палеоантропов показали, что кариес – редкое заболевание в популяциях неандертальцев.

Э. Тринкаус приводит следующую сводку данных о трех индивидах:

1. Две небольшие кариесные полости неправильной формы на М3 нижней челюсти. Баниолес I, Испания. Заболевание, вероятно, было спровоцировано механическим повреждением зуба (Lalueza, et al., 1993).
  2. Эрозированная кариесная полость на изолированном верхнем втором резце диаметром 2w6 мм. Расположена в центральной части коронки. Кебара 27 (Tillier et al., 1995).
  3. Кариесная полось на первом верхнем молочном моляре. Убесье 5, Юго-Западная Франция (Trinkaus et al., 2000).

Определенно можно выразить мнение о том, что встречаемость кариеса среди неандертальцев была очень низка – менее 1%, что значительно ниже, чем у большинства взрослых и неполовозрелых человекообразных обезьян (Trinkaus et al., 2000). Появление и развитие кариесных пятен и полостей связано как с присутствием бактериальной флоры (Streptococus mutans), так и необходимой среды для размножения этих бактерий. Наиболее благоприятную среду, как принято считать, составляют ферментированные углеводы. Как известно, переваривание углеводов начинается еще в ротовой полости под действием амилазы слюны. Поэтому одной из причин возникновения кариеса считают увеличение легко расщепляемых углеводов в диете.

Кариесные бактерии были обнаружены при микробиологическом обследовании зубного камня неандертальцев из Кебары 2 и Субаулука 1 (Arensburg, 1996), однако самого кариеса на зубах этих индивидов не было. То, что кариес обнаружен у неандертальского ребенка, свидетельствует о достаточно высокой концентрации этих бактерий, а также о том, что в пищу этого ребенка могли входить легко усвояемые углеводы.

М. Добровольская,  Человек и его пища. Пищевые специализации и проблемы антропогенеза. М, «Научный Мир», 2005 г.

Следует, однако, сделать одно уточнение, без которого непонятна ошибочность распространенного написания «орангутанг». Слово «орангутан» малайского происхождения, составлено из двух слов, означающих, как мы помним, «человек лесной». Добавление буквы «г» в конце резко искажает смысл, означая уже «человек должник». Никому этот замечательный антропоид ничего не должен – «невинное» добавление буквы «г» является грубой ошибкой.

Э.П.Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука, 1979 г.,  с. 188.