English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Так жгли ли синантропы костры?

Много научных споров вызвали темные прослои в слоях 3,4,6 и 10 (местонахождения Чжоукоудянь в Китае), самый мощный из которых – в слое 4 – достигает мощности 4-6 м, а самый тонкий – немного больше 1 м. Первоначально эти прослои были интерпретированы как остатки костров, кучи золы и в таком качестве вошли в огромное количество научных и популярных публикаций.

Однако пересмотр доказательств наличия следов огня в Чжоукоудяне показал, что мощные слои «пепла» представляют собой субаэральные водные отложения ила, стекшегося в ямы с окружающего пространства (Weiner et al., 1998, 1999; Goldberg et al., 2001).  Кроме того, есть предположение, что часть «угля» является окаменевшим гуано летучих мышей (Weiner et al., 1999; Goldberg et al., 2001). Обожженные кости и другие свидетельства наличия огня в 10 слое Чжоукоудяня присутствуют (Weiner et al., 1998; Wu, 1999), но непереотложенных остатков очагов в пещере нет, так что прямых доказательств умения синантропов пользоваться огнем не имеется, тем более в таких масштабах, как это предполагалось ранее…

С.В. Дробышевский. Предшественники. Предки? Часть III: Архантропы. Часть IV: Гоминиды, переходные от архантропов к палеоантропам. М.: Едиториал УРСС, 2004 г. с. 114.


Интересно

«Развращение нравов дошло до того, что глуповцы посягнули проникнуть в тайну построения миров и открыто рукоплескали учителю каллигра­фии, который, выйдя из пределов своей специальности, про­поведовал с кафедры, что мир не мог быть сотворён в шесть дней. Убогие очень основательно рассчитали, что если это мнение утвердится, то вместе с тем разом рухнет всё глуповское миросозерцание вообще. Все части этого миросозерцания так крепко цеплялись друг за друга, что невозможно было потревожить одну, чтобы не разрушить всего остального. Не вопрос о порядке сотворения мира тут важен, а то, что вместе с этим вопросом могло вторгнуться в жизнь какое-то совсем новое начало, которое, наверное, должно было испортить всю кашу. Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская жизнь поражала их своею цельностью, и спра­ведливо приписывают это счастливому отсутствию духа ис­следования».

Салтыков-Щедрин М.Е., История одного города. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU