English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Борис Федорович Поршнев об опасности прямых этнографических аналогий с древними людьми

Скажем, чисто умозрительное построение,  что  нижнепалеолитические  каменные  рубила  были полифункциональны или  даже являлись "универсальным орудием",  выглядело  бы абсурдом,  если  бы   не  приводились  примеры   из   практики  тасманийцев, австралийцев, бушменов  и других племен, свидетельствующие, что подобия  тех каменных топоров используются кое-где в наше время для многих  разнообразных функций,  в  том числе  для обработки  дерева,  корчевания пней, влезания на гладкие стволы и т. п. Наглядность образов, которые подбрасывает этнография, истребляет в археологии всякую склонность к абстракции.

Между тем этнографические аналогии могут  быть и  бывают иллюзорны. Нет на земле племени или народа, на самом деле  и безоговорочно принадлежащего к древнейшей  первобытности. Все  живущие  ныне  на земле  люди,  на какие бы племена и народы  они ни  распадались,  имеют одинаковый возраст, у  каждого человека в общем столько же поколений предков, как  и  у  любого другого. Не было  и нет  также  полной  изоляции,  чтобы  в то время,  как  одни  народы двигались   своими  историческими  дорогами,  другие   пребывали  в   полном историческом анабиозе. Ошибочно даже само представление, будто в первобытной древности существовали вот такие  же, как  сейчас, относительно обособленные племена  на  ограниченных  территориях,  в  известной  мере  безразличные  к соседям, к человечеству как целому. Иными словами, даже самые дикие нынешние племена  не обломок доистории,  а  продукт истории.  Стоит изучить  их язык, чтобы  убедиться в  том, какой  невероятно сложный  и долгий  путь  лежит за плечами этих людей.

Сказанное не  отвергает использования  этнографических знаний о народах мира для реконструкции детства человечества. Но для этого  надо  уже иметь в голове   критерий   для  признания   тех  или   иных   черт   "пережитками", "переживаниями", как говорят этнографы, и для  расположения таковых  в  ряду менее и более древних.

Б.Ф.Поршнев. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). Издательство "Мысль", Москва, 1974 г.


Интересно

Если бы наши  прародители  происходили от  обезьян, то  их  не похоронили  бы  на христианском кладбище; мой прапрадед например Амвросий, живший во время оно в  царстве  Польском  был погребен  не  как  обезьяна,  а  рядом  с  абатом католическим  Иоакимом  Шостаком,  записки  коего об  умеренном  климате  и неумеренном  употреблении горячих напитков хранятся еще доселе у брата моего Ивана (Маиора). Абат значит католический поп.

Антон Павлович Чехов. Письмо к ученому соседу

Catalog gominid Antropogenez.RU