English Deutsch
Новости
Мир антропологии

И.П. Павлов и табу на исследования души

Позд­нее он писал: «Среди моих сотрудников по лаборатории выделялся один молодой доктор. В нем виднелся живой ум, понимающий радости и торжество исследующей мыс­ли. Каково же было мое изумление, когда этот верный друг лаборатории обнаружил истинное и глубокое негодо­вание, впервые услыхав о наших планах исследовать ду­шевную деятельность собаки в той же лаборатории и теми же средствами, которыми мы пользовались до сих пор для решения различных физиологических вопросов. Никакие наши убеждения не действовали на него, он сулил и желал нам всяческих неудач. И, как можно было понять, все это потому, что в его глазах то высокое и своеобразное, что он полагал в духовном мире человека и высших животных, не только не могло быть плодотворно исследовано, а прямо как бы оскорблялось грубостью действий в наших физио­логических лабораториях».

 

Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. Поли. собр. соч., Изд-во АН СССР, М.-Л., 1951, стр. 64—65. Цитируется по: В. Фишель. Думают ли животные? М., «Мир»,1973 г, с. 48-49.

 


Интересно

Из трактата 1799 года: "Нет сомнения, что первый человек произведён на свет по общим законам всемирного творения. Он также, как и большая часть живот­ных, сначала образовался в зародыше и по вылуплении из оного по­лучил биение сердца и обращение крови, а вместе с тем почувствовал и потребность в пище, которую первые младенцы рода человеческо­го, то есть мужеской и женский, находили по внутреннему побужде­нию. Они жевали сочные травы и все, что природой вокруг их было приготовлено, и чем более вырастали, тем более находили средства к своему продовольствию". 

Ертов И.Д., Мысли о развитии ума в человеческом роде, в Сб.: Общественная мысль России XVIII века в 2-х томах, Т.1 / Сост.: Т.В. Артемьева, М., «Российская политическая энциклопедия», 2010 г., с. 674.   Предоставлено Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU