Способствует ли научпоп распространению лженауки
«В сентябрьском номере The Journal of Experimental Social Psychology опубликовано исследование, в котором на четырех экспериментах с общей выборкой в почти 2000 испытуемых показано — чем выше у людей доверие к науке, тем чаще они готовы поверить в лженаучные концепции и распространять их среди своего окружения. На первый взгляд парадокс, но если вдуматься — вполне понятная закономерность».
Так громко начиналась статья Даниила Кузнецова, вышедшая в сентябре 2021 года в «Ведомостях». Название статьи не менее громкое: «Доверчивые умы. Почему популяризация науки способствует псевдонаучным убеждениям».
В статье, рассказывающей, как всё плохо в России с популяризацией, автор также писал, что «как недавно выяснили ученые из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне, — иногда все же полное незнание лучше напопуляризированного недознания».
Кроме того, Даниил Кузнецов сетовал, что «фанаты просветителей не способны сами разобраться иногда даже с научно-популярными пересказами сложных статей по биологии или астрофизике», и что «Обычный человек, который сам не погружен в определенную область знаний, не может проверить утверждение ученого».
Хоть мы и обычные люди, но давайте всё же, не довольствуясь пересказом Даниила Кузнецова, попробуем разобраться с одной несложной научной статьёй – с тем самым исследованием психологов из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне.
Авторы исследования поднимают проблему общественного доверия к науке, у которого, как у любого явления, есть сильные и слабые стороны. Доверие к науке способствует общественной поддержке и финансированию научных исследований, что, безусловно, благо. С другой стороны, псевдонауку могут распространять под видом научной информации как сами представители академического сообщества, так и те, кто успешно под них маскируется. Используя результаты сомнительных исследований – а таких, увы, немало – они могут манипулировать доверчивой аудиторией, и таким образом распространять дезинформацию.
Итак, психологи решили проверить, действительно ли доверие к науке делает человека более уязвимым для дезинформации, подаваемой под научным соусом. Для этого проводилось 3 эксперимента, в каждом из которых онлайн участвовало 400-600 человек разного пола, возраста, уровня образования и т.д.. Все 3 опыта были организованы примерно одинаково. Участников просили прочитать текст, содержащий псевдонаучную информацию.
В 1-м и 2-м опыте – о неком «вирусе Вальца», якобы созданном в качестве биологического оружия террористами, информацию о чём правительство скрывает.
В 3-м опыте – о том, что ГМО вызывают рак.
При этом участникам случайным образом высылался один из двух вариантов текста: с научным обоснованием или без. Первый вариант содержал ссылки на ученых и на исследования; во втором ссылок на науку не было, информация подавалась «от активистов».
После знакомства с текстом участнику задавали несколько отвлекающих вопросов, а затем оценивали, насколько опрашиваемый проникся статьёй. Для этого нужно было поставить статье оценку от 1 до 5 (от «Полностью не согласен» до «Полностью согласен») по 6 пунктам: была ли статья «сильной», «вероятно правдивой», «достоверной», «убедительной», «правдоподобной» и содержала ли «значимую информацию».
Затем, чтобы выяснить, готовы ли участники делиться полученной информацией, им сообщали, что автор исследования ведет некий онлайн-курс и спрашивали, стоит ли разослать эту статью всем слушателям курса.
После этого оценивалось, насколько испытуемые доверяют науке и учёным. Участники отвечали, согласны ли они с тем, что:
- ученые обычно действуют правдиво и редко подделывают результаты,
- ученые намеренно держат свою работу в секрете,
- Библия дает более прочную основу для понимания мира, чем наука и т.д.
Кроме того, несколько вопросов задавалось с целью выяснить методологическую грамотность участника, т.е. насколько этот человек разбирается в том, как устроены научные исследования.
Четвертый эксперимент отличался от предыдущих, и его я обсужу отдельно.
Теперь собственно результаты.
Важный результат, получившийся во всех трёх опытах:
Участников, доверявших науке, «научный» вариант текста убеждал сильнее, чем ненаучный. Тем же, кто науке не доверяет, оказалось безразлично, были в тексте отсылки на исследования или нет.
Тут можно было бы остановиться и написать то, что и написал Даниил Кузнецов в своей статье:
«На людей, скептически относящихся к науке, наличие «научного контента» в статье не оказало значимого эффекта. А вот на доверяющих науке квазинаучные маркеры произвели гипнотизирующий эффект: они чаще верили содержанию статьи и готовы были распространять фейк».
Но давайте взглянем на табличку с результатами, выраженными в цифрах (Таблица 3 в обсуждаемой статье).
|
| Высокое доверие науке | Низкое доверие науке | ||
| Номер эксперимента | Научный контент | Нет научного контента | Научный контент | Нет научного контента |
Доверие информации: средние значения | 1 | 3.77 | 2.90 | 3.82 | 3.90 |
2 | 3.48 | 2.83 | 3.55 | 3.32 | |
3 | 3.59 | 2.98 | 3.96 | 3.77 | |
Вероятность распространения: средние значения | 1 | 0.76 | 0.59 | 0.90 | 0.92 |
2 | 0.58 | 0.46 | 0.59 | 0.53 | |
3 | 0.78 | 0.49 | 0.89 | 0.90 |
Сравним уровень доверия к научному контенту у тех, кто доверяет науке (назовем их «Научники») и у тех, кто не доверяет (назовем их «Антинаучники»). Ну-ка, где он, этот гипнотизирующий эффект?
Доверие «научному» контенту:
| Научники | Антинаучники |
1 опыт | 3.77 | 3.82 |
2 опыт | 3.48 | 3.55 |
3 опыт | 3.59 | 3.96 |
Внезапно оказывается, что во всех случаях Научники доверяли полученной информации не в большей степени, чем Антинаучники.
А теперь посмотрим на то, какой эффект произвел контент ненаучный:
Доверие «ненаучному» контенту:
| Научники | Антинаучники |
1 опыт | 2.90 | 3.90 |
2 опыт | 2.83 | 3.32 |
3 опыт | 2.98 | 3.77 |
Здесь мы видим, что Научники ставят информации стабильно более низкие оценки.
Так что вполне можно было бы сформулировать результаты исследования так: «если в информации не содержится отсылок на исследования, то участников, доверяющих науке, такой вариант теста убеждает в меньшей степени, чем тех, кто не доверяет науке». По-другому эту мысль сформулировал научный журналист Александр Сергеев: «Для тех, кто доверяет науке, отсутствие научного контекста — сильный повод для сомнений».
Если же научный контекст имеется, то псевдонаучная информация может ввести в заблуждение любителей науки – но не в большей степени, чем всех остальных. Ни о каком «гипнотическом» эффекте говорить, разумеется, нельзя.
А что насчет готовности распространять фейк?
Давайте опять взглянем на цифры.
Готовность распространять информацию:
| Научники | Антинаучники | ||
| Научный контент | Нет научного контента | Научный контент | Нет научного контента |
1 | 0.76 | 0.59 | 0.90 | 0.92 |
2 | 0.58 | 0.46 | 0.59 | 0.53 |
3 | 0.78 | 0.49 | 0.89 | 0.90 |
Во всех трех опытах у участников, доверяющих науке, наличие научного контента увеличивало вероятность распространения. Не доверяющие науке граждане были готовы делиться информацией вне зависимости от того, «научна» она или нет.
Однако есть еще один эффект, выраженный в 1 и 3 опытах: Научники оказались менее склонны распространять информацию, чем Антинаучники. Это очевидно, если сравнить цифры в правой и левой частях таблицы.
Таким образом, утверждение Даниила Кузнецова о том, что «чем выше у людей доверие к науке, тем чаще они готовы поверить в лженаучные концепции и распространять их среди своего окружения» – ошибочно в обеих его частях.
В публикации американских психологов описан еще эксперимент 4, который я обещал рассмотреть отдельно. Его целью было проверить, как повлияет на оценку предлагаемого текста критический настрой участника? Здесь перед прочтением текста испытуемым давали задания 3-х типов:
a) «Пожалуйста, назовите 3 примера того, что люди должны думать самостоятельно, а не слепо доверять тому, что им говорят СМИ или другие источники». Предполагалось, что такое задание настроит участника на критический лад.
b) «Пожалуйста, назовите 3 примера того, как наука спасает жизни или иным образом приносит пользу человечеству». По мысли экспериментаторов, размышления на эту тему побуждали участников больше доверять науке.
с) «Пожалуйста, назовите 3 примера пейзажей, которые были необычными или интересными для вас». А это контроль: нейтральное задание на отвлеченную тему.
После этого участникам опять случайным образом показывали научный или ненаучный вариант текста про ГМО и рак, и, как и в других опытах, оценивали их доверие этой информации.
Что же получилось? Участники, которых настроили критически, в среднем оценивали текст как менее убедительный, причем вне зависимости от наличия или отсутствия научного контента. А реакция тех, кого побуждали доверять науке, не отличалась от реакции контрольной группы.
Долорес Альбаррасин, один из соавторов исследования, комментирует эти результаты так: «Нам нужны люди, которые также могут критически относиться к информации. Критическое мышление может сделать вас менее доверчивым и снизить вероятность того, что вы поверите в теории заговора».
По-моему, остаётся открытым вопрос: можно ли включить у людей критическое мышление с помощью одного тестового задания?
Однако очевидно, что «доверительный к науке» настрой не сделал людей особо впечатлительными по сравнению с контрольной группой. Отключения критического мышления не произошло.
А вот что еще пишут авторы исследования в конце статьи:
«Важно, что вывод нашего исследования заключается не в том, что доверять науке рискованно, а скорее в том, что доверяя науке в широком смысле, люди могут оставаться уязвимыми для псевдонауки. Однако устойчивая отрицательная связь между доверием [к науке] и верой [дезинформации] указывает на то, что доверие к науке в целом защищает людей, но только не от дезинформации с псевдонаучным содержанием».
Само по себе доверие к науке, разумеется, не может снабдить человека научными знаниями и не защищает от мошенников. По-моему, это банальная истина. Ну, а с другой стороны, может ли наука нормально существовать в обществе, относящемся к науке негативно?
Собственно, авторы своим исследованием подтверждают мысль, которая уже высказывалась давно: распространённость лженауки в современном обществе – плата за высокий авторитет науки. На заслуженном уважении, которым пользуются в обществе учёные, паразитируют те, кто под науку маскируется.
А еще появляются те, кто использует искаженные результаты научных исследований для продвижения неких идей – например, о крахе просвещения или о том, что популяризация науки вообще вредная затея… Зачем и кому нужно продвигать такие идеи – хороший вопрос.
Литература:
- Даниил Кузнецов. Доверчивые умы. Почему популяризация науки способствует псевдонаучным убеждениям. Ведомости, 01 сентября 2021.
- Thomas C. O'Brien, Ryan Palmer, Dolores Albarracin. Misplaced trust: When trust in science fosters belief in pseudoscience and the benefits of critical evaluation // Journal of Experimental Social Psychology, Volume 96, September 2021.