О проекте "Антропогенез.РУ"
01.12.2012
Автор: С. Дробышевский

Неандертальцы и сапиенсы разминулись на Кавказе…

Начиная с открытия первого неандертальца учёные вели между собой жаркие споры: встречались ли когда-либо и где-либо последние неандертальцы с первыми сапиенсами? Диапазон мнений был весьма широк, с появлением новых данных то одни, то другие исследователи торжествовали победу.

На карте показано расположение трех палеолитических памятников: Сакажиа, Ортвала и Бронзовая пещера (Западная Грузия), материалы которых были датированы авторами публикации. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

То объявлялось, будто окончательно доказано, что сапиенсы не имеют ни малейшего отношения к неандертальцам, то, напротив, приводились убедительные свидетельства их тесных взаимодействий на протяжении тысяч лет. В конце XX – начале XXI века наибольший накал страстей вызывали исследования генетики неандертальцев. Опять же, сначала утверждалось, что ДНК неандертальцев и сапиенсов слишком различны, чтобы говорить о их смешивании, недавно же было насчитано 1-4% неандертальского вклада в наш генотип, плюс ещё примесь от "денисовцев". Многие так увлеклись тасованием нуклеотидов, что позабыли об археологии. А она даёт свою картину.

Новая статья, написанная международной группой исследователей и опубликованная в "Journal of Human Evolution", подливает ещё немножко масла в огонь.

Новые радиоуглеродные датировки средне- и верхнепалеолитических слоёв целого ряда важнейших стоянок Северного и Южного Кавказа показали, что неандертальцы ни в одном случае не обнаруживаются позднее 37 тысяч лет назад. Сапиенсы же появляются во всех пещерах через несколько тысяч лет после исчезновения неандертальцев. Сравнивая эти данные с материалами по другим регионам, исследователи делают вывод, что две разновидности древних людей никогда не встречались друг с другом.

Отличная новость! Правда, она не отменяет того, что для целого ряда неандертальских стоянок на Балканах, в Испании и других регионах ранее делались датировки вплоть до 28 тысяч лет назад. Да и неандертальский генетический вклад в сапиенсов никто доказательно не опроверг. В принципе, логично, что сапиенсы заселяли в первую очередь самые благоприятные – равнинные – регионы Европы, а в горы Кавказа полезли в последнюю очередь. Таким образом, если для конкретного региона проблема вроде как решена, она остаётся в целом. Велика Европа, и стоянок в ней не счесть!

• R. Pinhasi et al. New chronology for the Middle Palaeolithic of the southern Caucasus suggests early demise of Neanderthals in this region // Journal of Human Evolution 63 (2012) 770-780.