Словарь антрополога

Аллели

(греч. all?l?n взаимно) - одно из альтернативных (двух или более) состояний гена, каждое из которых характеризуется уникальной последовательностью нуклеотидов. Аллели гена находятся в локусах (гомологичных участках) гомологичных (парных) хромосом и определяют направление развития одного и того же признака.

Термин введен датским ученым В. Иогансеном (1909) вместо предложенного английским генетиком У. Бэтсоном (1902) слова аллеломорфы. Каждый ген может находиться по крайней мере в двух аллельных состояниях (определяемых его структурой), одно из которых обычно обеспечивает максимальное развитие признака (доминантная аллель), другое приводит к частичной или полной утрате его проявления или к изменению в его проявлении (рецессивная аллель). Например, у человека ген, контролирующий цвет глаз, присутствует у кареглазых в виде доминантной аллели (одной или пары), у голубоглазых - в виде только рецессивных аллелей. Гены, относящиеся к одной аллельной группе, обозначают одной буквой: прописной для доминантной, строчной - для рецессивной (например, В и b). В каждой из гомологичных хромосом может располагаться лишь одна аллель данного гена. Т.к. у человекам организмов имеются по две хромосомы каждого типа (гомологичные хромосомы), то в клетках тела этих организмов присутствуют по две аллели каждого гена. При образовании половых клеток в каждую попадает лишь одна аллель вместе с одной из хромосом. При оплодотворении - слиянии половых клеток - парность хромосом, а следовательно, и аллелей восстанавливается. Доминантные и рецессивные аллели могут присутствовать в состоянии гомозиготности (ВВ или bb) или гетерозиготности (Bb). Если ген встречается в нескольких (более двух) различных состояниях, то он образует серию множественных аллелей.

Об Александре Невском летопись сообщает, что он дожил до старости. Даты  рождения и смерти новгородского князя по энциклопедии: 1220-1262... Из всех людей, родившихся на нашей планете от палеолита до начала XX века, 40-летнего рубежа смогли достичь менее 10 %, а 50-летнего - не более 2 %. Об этом полезно напоминать нашему современнику, считающемуся в 40 лет чуть ли не молодым, но не устающему клясть пищу, воду, воздух, медицину и цивилизацию с ностальгией о счастливом и здоровом быте предков...

Хайтун С. Д., Социум против человека: законы социальной эволюции, М., «КомКнига», 2006 г., с. 221. Предоставлено Викентьевым И.Л.