Словарь антрополога

Амуд

Пещера на берегу Генисаретского озера (Израиль), где был найден скелет молодого мужчины (Амуд 1), предположительно неандертальца (по признакам: надглазничный валик, строение скуловой области, низкий лоб и др.), но имеющего ряд прогрессивных особенностей: намечается подбородочный выступ, развиты сосцевидные отростки височной кости, свод черепа выше, чем у неандертальцев, зубы небольшие.

Отмечен большой объем мозга (среди ископаемых гоминид) (1740-1800 см3), высокий рост (более 180 см). Абсолютная датировка 40-50 тыс. лет. Каменная индустрия переходного типа. По-видимому, преднамеренное захоронение у входа в пещеру. Найдены фрагменты еще нескольких скелетов. Череп Амуд 1 имеет черты сходства с черепами Схул-Кафзех, а также с неандерталоидом Табун.

«Если не углубляться в Античность и Средневековье, то можно сказать, что всё на­чалось с Христофора Колумба, который обнаружил в открытой им части света новую расу людей. Сперва этот факт просто вызывал удивление, но когда Америго Веспуччи убедил мир в том, что открыт именно новый материк (1503), возник вопрос: могут ли его жители быть потомками Адама? Те, кто отвечал утвердительно, позже стали именоваться моногенистами. Их позиция служила базой для защитников прав индей­цев на человеческое существование. Их противники - полигенисты, давали аргумен­тацию тем, кто видел в индейцах всего лишь «говорящий скот». Можно сказать, что моногенизм предварял идею эволюции человека.

Чайковский Ю.В., Пятьсот лет споров об эволюции, журнал «Вопросы философии», 2009 г., N 2, с. 71. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.