Древнегреческий историк Фукидид (454 - 396 до н.э.), во имя исторической правды решительно отвергает все мифическое и сказочное. «События войны я не считал уместным излагать так, как услышал о них от первого встречного, или руководствуясь своим личным мнением; я присутствовал при них лично или, узнав от других, рассмотрел их одно за другим с максимально возможным усердием. Это было трудным делом, потому что очевидцы передавали события по-разному, как подсказывала им память и расположение к одной из воюющих сторон. Возможно, отсутствие сказочного сделает повествование менее привлекательным для аудитории, но мне будет достаточно, если его сочтет полезным тот, кто пожелает получить ясное представление о случившихся событиях и тех, идентичных или похожих, которые в том же самом или подобном виде могут произойти по свойству природы человека». Источник
Варианты мустьерской культуры
Причинами различий вариантов мустье могут быть:
1) культурные различия,
2) существование орудий разного назначения – для охоты, для обработки растений, мяса и тому подобного,
3) специфика обработки разных материалов и переиспользование разных орудий с переоформлением,
4) хронологические типы.
Основные типы мустье Западной Европы следующие:
типичное мустье – в технике леваллуа и без (например, стоянки Ле Мустье, Муссилиево, Мадонна дел'Арма),
шарантское мустье – типы Ля Кина (много боковых и поперечных скрёбел, мало орудий в технике леваллуа, ретушь типа Кина – в виде рыбьей чешуи, например, стоянки Крапина, Комб Греналь, Анцио, Гротта дель Поггио и Гротта дель Кавалло) и Ля Феррасси (много орудий в технике леваллуа, мало поперечных скрёбел, много боковых скрёбел; промежуточное между мустье типа Кина и типичным, например, стоянки Ля Феррасси, Гротто ди косто),
зубчатое мустье – орудия с выемками, вероятно, для обработки древков копий (очень мало боковых скребков, много зубчатых орудий, например, стоянка Комб Греналь),
мустье в ашельской традиции – много рубил, но есть орудия верхнепалеолитического типа, типа A (много ручных рубил, ножи со спинкой, разные формы скрёбел, например, стоянка Пеш-дель-Азе) и типа B (нет ручных рубил или маленькие ручные рубила, много зубчатых орудий, много ножей со спинкой, верхнепалеолитические орудия, например, стоянка Пеш-дель-Азе).
В Восточной Европе известны 5 основных типов мустье и много местных вариантов, к примеру листовидное мустье (например, стоянка Стинка), загросское мустье (Балканы). В Средиземноморье варианты похожи на западноевропейские, но с восточным влиянием ябрудской техники. На Кавказе обнаруживается сочетание восточноевропейских, средиземноморских и ближневосточных традиций (например, ябрудская культура в Тсопи, загросское мустье в пещере Ереван). В Сибири классические мустьерские памятники распространены на юге, лучше они изучены на Алтае (пещеры Окладникова и Денисова), но местами известны и восточнее (Торгалик-А в Туве) и севернее (стоянка Диринг в Якутии).
На Ближнем Востоке преобладают культуры ябруд и преориньяк, для которых типично изготовление пластин, хотя древние пластины известны и в Европе (Ринку-лес-Бапом во Франции и Пиекари IIa в Польше). Эти культуры часто рассматриваются как переходные к верхнепалеолитическим.
Для мустье Европы и Азии характерно существование множества изолированных отдельных групп, которые, видимо, мало влияли друг на друга, различные традиции очень долго могли сохраняться без восприятия элементов даже близ расположенных культур.