«Ирландские профессора пишут книги, чтобы доказать, что Гомер был ирландцем; французские антропологи предоставляют свидетельства того, что кельты, а не тевтоны, были источником цивилизации в Северной Европе; Хьюстон Чемберлен доказывает во всех подробностях, что Данте был немцем и что Христос не был евреем. Подчеркивание расы было повсеместным среди англо-индусов, от которых империалистическая Англия подхватила эту заразу благодаря Редьярду Киплингу».
Бертран Рассел, Происхождение фашизма / Искусство мыслить, М., «Дом интеллектуальной книги», 1999 г., с. 198. Предоставлено Викентьевым И.Л,
О российском приоритете исследований приматов
Тамара Кузнецова, Дмитрий Кузнецов, Вячеслав Шуваев.
В книге представлена история образования и развития Антропоидника на базе Колтушской Биостанции под Ленинградом (Россия). Свою историю Антропоидник ведет с 1933 года, когда Нобелевский Лауреат в области физиологии, Иван Петрович Павлов, получил в подарок от профессора С.А. Воронова двух шимпанзе - Розу и Рафаэля.
В настоящее время антропоидник Института физиологии им. И.П. Павлова РАН в Колтушах, расположенный в 10 км от Санкт-Петербурга, – самая северная точка в России и в мире, где не только содержатся и размножаются шимпанзе, но и продолжают вестись систематические сравнительные исследования высшей нервной (психической) деятельности низших, высших обезьян и детей дошкольного возраста.
Развитие приматологии в России связано с такими именами видных ученых как И.И. Мечников, Н.Н. Ладыгина-Котс, И.П. Павлов и его школы. Определяя направления развития экспериментальной приматологии, И.П. Павлов писал, что нельзя объяснить поведение антропоидов только на основании механизма условного рефлекса, высшую нервную деятельность приматов можно рассматривать в виде «примитивного думания» [Павлов, 1951].
Для исследования интеллектуальных способностей приматов использовались различные экспериментальные методы. Известны работы многих зарубежных исследователей. Но, несмотря на значительный их вклад в изучение интеллекта антропоидов, в заключение хочется особо подчеркнуть роль русских и советских ученых.
Первой в мире в 1915 году Надежда Николаевна Ладыгина-Котс опубликовала свою работу о сравнительном интеллекте шимпанзе и ребенка. Именно она предложила простые и удобные методы исследования познавательных способностей шимпанзе – конструирование и выбор по образцу, до сих пор позволяющие вскрывать непознанные возможности человекообразных обезьян и искать подходы для коррекции и адаптации детей с различной умственной патологией.
Только после первых работ Л.И. Улановой [1950], Л.Я. Поляк [1953], А.И. Счастного [1972] начали активно вестись разработки по обучению антропоидов искусственным языкам – обмену жетонами, знакам, жестам.
Только ученики и последователи И.П. Павлова Долин Ф.О. [1935], Г.З. Рогинский [1945],Н.А. Тих [1948], Э.Г. Вацуро [1957], Ф.П. Майоров, Л.А.Фирсов [1959], Я. Дембовский [1963] первые в мире заложили основы для изучения интеллекта и высшей нервной (психической) деятельности высших и низших обезьян.
И.П. Павлов был убежден, что “высшая нервная деятельность” и “психическая деятельность” идентичны, но он предпочитал первое, полагая, что именно термин “высшая нервная деятельность” имеет глубоко научный смысл, исключающий субъективизм.
Завещая нам свое научное наследие, И.П. Павлов говорил: “Перед нами огромное поле исследований, хватит надолго и на всех. Физиология больших полушарий – наша русская физиология”. К этому следует добавить, что сравнительное онто- филогенетическое исследование высшей нервной деятельности приматов, включая ребенка, – наша неоспоримо русская область исследований!
Вот уже на протяжении 80 лет в антропоиднике воплощаются заветы И.П. Павлова. К сожалению, численность человекообразных обезьян постоянно снижается не только из-за расширения сельскохозяйственных угодий в местах их постоянного обитания, но и в результате варварского уничтожения взрослых особей при отлове детенышей для экспорта в медико-биологические центры, зоопарки и для любительского содержания в домашних условиях.
В настоящее время шимпанзе, наряду со многими видами вымирающей флоры и фауны, занесены в Международную Красную Книгу Союза охраны природы.
Для сохранения этого уникального вида животных, нашего “лабораторного двойника” их необходимо разводить в питомниках и лабораториях, адаптируя к условиям жизни в неволе. В Америке, Франции и Англии существуют приматологические центры.
В России же все поголовье шимпанзе исчисляется единицами, а научные исследования проводится только в антропоиднике Института физиологии им. И.П. Павлова РАН!
Хочется надеяться, что исследования и жизнь в антропоиднике не прекратятся еще многие десятилетия.
У молодежи, обучающейся работе с этими прекрасными животными, не иссякнет стремление к познанию вообще, и целью их жизни станет изучение поведения не только человека, но и наших ближайших родственников – человекообразных обезьян, а у государства найдутся средства для поддержания в должном состоянии научного и культурного наследия И.П. Павлова – приоритета Российской науки, охраняемого ЮНЕСКО.
См. также:
- Наш антропоидник – единственное место в России, где еще есть шимпанзе...
- Создать гибрида человека и шимпанзе наверное возможно, только зачем?
- Где ты, шимпанзиный гений? Об интеллектуальных и физических возможностях шимпанзе
- В 1937-м году шимпанзе Рафаэль жил в
3-хкомнатной квартире и выпивал 3 литра какао в день…