Эксперты отвечают

Продолжение дискуссии о "научной истине"

Про Чиксулуб. Ну да, противники Чиксулуба как причины ознаменовавшего конец Мезозоя вымирания, ведут арьергардные бои. Но преобладающее мнение научного сообщества - что вопрос закрыт. Может ли это мнение оказаться неверным? Может - но я сильно удивлюсь. Кто хочет полной определенности - благоволит подождать еще лет 20.

Про мамонта. Конечно, я хочу живых мамонтов - пусть они сделают нам тундростепи! И вообще они отличные. Но, к сожалению, их не будет. Опасаюсь сказать "никогда" - но точно не будет, пока не появится целый ряд радикально новых технологий, позволяющих из фарша обратно получать кусок мяса. И не факт, что они вообще возможны.

Александр Журавлёв (Клуб "Эволюция" ВКонтакте): А. Кондрашов пишет: "Могут ли специалисты своим коллективным разумом ошибиться - а фрики оказаться правыми? В принципе да. Слава Богу, наука - не религия, и у нас никакие соборы никаких догматов не устанавливают. Но такие ошибки если и бывают, то редко (не приходит в голову ни один пример в 20 веке)."

А как же тектоника плит? Вегенер был ближе к истине, чем консенсус учёных. И именно в ХХ веке.

Наверное, я неудачно выразился. Какое-то явление может быть просто неизвестно. И тогда "консенсус ученых" бывает вызван незнанием. До Коперника консенсус был геоцентрический, до Дарвина - что виды неизменны, до Эйнштейна - что свет можно догнать... Но если имеет место хорошо сформулированная проблема, она долго и тщательно изучается, и потом возникает консенсус - то в таких случаях он обычно бывает правильным. В геноме человека 23 хромосомы, и наши ближайшие родственники - шимпанзе - это пересмотрено не будет.

Про Вегенера. Как это почти всегда бывает, у него были предшественники (ссылка) - как, впрочем, и у Дарвина.

Игорь Дзеверин (Клуб "Эволюция" ВКонтакте): А. Кондрашов пишет: "Скажем, кратер Чиксулуб как причина вымирания, завершившего Мезозой, лишь 3 года назад был переведен в разряд твердо установленных фактов. То есть и теперь наверное остались несогласные, но после выхода итоговой статьи в Science (ссылка) они перешли в разряд фриков". А как тогда быть с постимпактными динозаврами (напр., http://palaeo-electronica.org/2009_1/149/index.html)?

С точки зрения импактной гипотезы как раз получается, что вымирание произошло очень быстро. Предположения о том, как чиксулубский астероид повлиял на биосферу, очень различаются - динозавры гибли от взрывной волны или от перегрева атмосферы, замерзали в условиях "ядерной зимы", вызванной поднятой пылью, голодали после вымирания растений, вызванного прекращением фотосинтеза в течение все той же зимы - короче, одно объяснение страшнее другого, но все они предполагают очень быстрое развитие событий: от нескольких дней до нескольких лет, может, десятилетий.То есть, геологически всё произошло практически мгновенно. А потом биосфера постепенно залечивала раны, но уже без динозавров, птерозавров, аммонитов и т. п. И эти версии трудно согласовать с тем, что спустя несколько тысяч лет не так далеко от чиксулубского кратера мирно паслись динозавры, причем в таким количестве, чтобы оставить следы в палеонтологической летописи.

Вроде бы никаких постчиксулубских динозавров не было. Сейчас вот даже говорят, что все современные плацентарные очень быстро дивергировали сразу после удара кометы (ссылка) - полезли в освободившиеся ниши. Опять же, кто хочет полной ясности - благоволит ждать - но думаю, ничего уже не изменится.

Игорь Дзеверин(Клуб "Эволюция" ВКонтакте): Мне пришло в голову еще несколько примеров того, что коллективный разум ведущих ученых и в XX веке мог ошибаться. На этот раз из биологии.

Во-первых, хемиосмотическая теория. Поначалу с Митчелом никто не соглашался (кроме, кажется, нескольких специалистов по биохимии пластид). Возможность сопряжения электронпереносящих цепей и системы синтеза АТФ через разность потенциалов на мембране никто всерьез не воспринимал, "консенсус ведущих ученых" долго и безуспешно искал механизм химического сопряжения (посредством гипотетических веществ-посредников). На утверждение идеи Митчела ушло, если не ошибаюсь, более десятилетия.

Во-вторых, филогения членистоногих. В домолекулярную эпоху практически все ученые сближали членистоногих с кольчатыми червями, очень редко - с другими группами животных, но с нематодами их, насколько я помню, не сближал никто. Предположение о родстве полихет с членистоногими прекрасно обосновано, можно гомологизировать множество структур, есть гипотетические переходные формы (например, перипатус), никаких сомнений это предположение ни у кого не вызывало, но, увы, на сегодня представляется опровергнутым в свете молекулярных данных.
Так что я не думаю, что роль экспертной оценки в наше время принципиально изменилась по сравнению с прошлыми временами. Крупные ученые, вероятно, ошибаются реже, чем простые смертные, но ошибаются и они. Консенсус ведущих ученых не является механизмом установления истины. Истина устанавливается только индуктивным методом, то есть, научными исследованиями.

Интересные примеры - но и здесь мы имеем дело просто с коллективным незнанием.

Домолекулярная макрофилогения вообще была курам на смех. Нас учили в 70-е годы, что наземные растения могли произойти как от зеленых, так и от бурых или красных водорослей. Забыть, как про страшный сон. Сейчас читать статью, утверждающую, что наземные растения произошли от красных водорослей я просто не стану.

Алексей (письмо в Редакцию): Здравствуйте! Как бы Вы могли прокомментировать сообщение креациониста с точки зрения науки. Вот его цитата из нашей с ним дискуссии:

"Многие не согласны с механизмом случайные мутации + естественный отбор. Вот и назовите предсказания СТЭ, которые используют этот механизм. А то, что предложили вы хорошо укладывается в номогенез Берга или в универсальный геном Шермана. Вы покажите предсказания именно используя СМ+ЕО.

В соответствии с научным методом, сбывшиеся предсказания подтверждают теорию. Например, зная строение организмов пресмыкающихся и птиц, можно предсказать некоторые особенности переходной формы между ними. Можно прогнозировать возможность найти останки животных, подобных рептилиям, но с перьями, или останки животных, подобных птицам, но с зубами или с длинными хвостами со скелетом из несросшихся позвонков. При этом можно предсказать, что не будут найдены переходные формы между птицами и млекопитающими, например — ископаемые млекопитающие с перьями или подобные птицам ископаемые с костями среднего уха как у млекопитающих. Это примеры вытекающие из изменения видов, а не из "изменения видов путём СМ+ЕО".

Если вы не отличаете "изменение" от "изменение путём СМ+ЕО", то далее разговор бесполезен.

Случайности эти ограничиваются по времени\месту но всё равно это случайные мутации.
тоже самое с ЕО. Как ни крути, а в свете СТЭ отбирает гены природа, хоть это будет половой отбор, хоть какой. Я вас и прошу предоставить хоть какое-нибудь правило\закон согласно которому СТЭ может что-то предсказать. СТЭ не отвечает требованиям теории. СТЭ ничего ещё не предсказала, зато задним числом может объяснить всё что угодно. За предсказания от СТЭ выдаются предсказания генетики, селекции и чего угодно но только не предсказания от самой СТЭ"

Спорить с креационистами - это как троллей кормить. Их стопицот разных типов и каждый мелет свою ахинею. Я честно 5 раз прочел приведенную Вами цитату, и почти ничего не понял. Все-таки попробую совсем коротко.

1) Была ли эволюция и как она происходила - разные вопросы. Что эволюция была - доказывается, среди прочего, общими псевдогенами (и множеством других гомологий) у человека и шимпанзе.

2) "СТЭ" - так давно уже не говорят. Ну да, современные представления об эволюции (в основе которой лежит эволюция геномов) состоят в том, что она происходит за счет естественного отбора случайных мутаций - случайных в том смысле, что они возникают безотносительно к тому, полезны они или вредны. Альтернатива - что мутации происходят в основном полезные (современный Ламаркизм) - противоречит множеству данных, и ничем не подтверждается (кроме может быть некоторых забавных приколов - посмотрите лекцию Северинова на polit.ru).

3) Конкретные предсказания о ходе эволюции сделать невозможно, не зная, чего будет хотеть отбор. Хотя для селективно нейтральной эволюции есть замечательные количественные предсказания, полностью подтверждаемые данными (смотрите мой ответ 2 месяца назад).

Вопросы Экспертам можно задать на форуме paleo.ru, или прислать в Редакцию

Восхищенные исследователи Древнего Египта приписали египтянам изобретение множества интересных и полезных вещей, но никто никогда не воздал им должное за изобретение пагубной привычки писать на стенах туристских достопримечательностей. Привычка эта, должно быть, возникла из некоего базового человеческого стремления, ибо она сохранилась до сего дня.

Барбара Мертц. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы // Москва, «Центрполиграф», 2007.