English Deutsch
Новости
Мир антропологии

О продолжительности жизни человека и шимпанзе

Что более существенно - даже утверждение о том что потенциальная продожительность жизни у людей в два раза превосходит продолжительность жизни шимпанзе, сейчас подвергается сомнению. Максимальный возраст для людей часто определяют в 90-100 лет – и соответственно 50 лет для шимпанзе (Sacher 1975; Hawkes et al. 1998; Bogin 1999).

Однако, наше знание о продолжительности жизни шимпанзе в настоящее время ограничено данными о нескольких животных известного возраста, живущих в неволе, и скудными полевыми наблюдениями за дикими шимпанзе (даже при том, что некоторые из них наблюдались в течение 40-50 лет). Чита, шимпанзе, снявшаяся в фильмах про Тарзана, всё еще жива (на начало 2005 г.) и здорова в возрасте 71 года.

Такой была Чита в 2003 году. (Хотя прямых доказательств того, что это ТА САМАЯ Чита - увы, нет. Возможно, перед нами голливудская мистификация...)
							Источник: C.H.E.E.T.A. Primate Sanctuary http://www.cheetathechimp.org/
Такой была Чита в 2003 году. (Хотя прямых доказательств того, что это ТА САМАЯ Чита - увы, нет. Возможно, перед нами голливудская мистификация...)
Источник: C.H.E.E.T.A. Primate Sanctuary http://www.cheetathechimp.org/

По ограниченным демографическим данным, полученным в результате 34 лет наблюдения за шимпанзе в заповеднике Махале (Западная Танзания), смерть среди пожилых шимпанзе происходит между 31 и 48 годами (Nishida и др. 2003). Эти цифры не радикально отличаются от среднего возраста смерти для множества человеческих популяций, существовавших до 1900 г. и вообще для большей части человеческой истории (Gage 2000; см. также o Ascadi и Nemeskeri 1970). Исследователи шимпанзе в Махале также сообщают, что почти у 25% самок старшего возраста наблюдался пострепродуктивный период жизни. Это явление, эксвивалентное периоду постменопаузы у  женщин, традиционно считалось уникальным для человека. Теперь очевидно что этот пострепродуктивный феномен не может далее рассматриваться как исключительно человеческий. Теории, которые ассоциировались с этим явлением, такие, как например «гипотеза бабушки», в свете этих данных должны быть пересмотрены, хотя возможно, что у людей этот пострепродуктивный промежуток длится дольше, чем у шимпанзе…

 

Janet Monge, Alan Mann. Paleodemography of Extinct Hominin Populations. Handbook of Paleoanthropology. Springer?Verlag Berlin Heidelberg New York 2007. P. 673-674.

 

 

 

 

 

Прим. ред.: Согласно «гипотезе бабушки», пожилые люди  до глубокой старости могут заботиться о подрастающих внуках, обеспечивая им комфортные условия и тем самым создавая эволюционное преимущество по отношению к тем, у кого бабушки и дедушки умерли рано и чьи внуки, соответственно, лишины подобной заботы...  Это одно из возможных объяснений существования пострепродуктивого периода жизни у людей.


Интересно

"...в России наука не стоит на почве, на которой желательно было бы её видеть, что всюду примешиваются личные интересы, вопросы национальности отдельных личностей и т.д. К сожалению, прибавлю я, это всё верно не только в России, но и всюду. Самое лучшее, что "учёный" (т.е. такой, который действительно смотрит на науку, как на цель жизни, а не как на средство) может сделать, это идти вперёд своею дорогою, не обращая внимание на мнение толпы направо и налево! К сожалению, весьма многие из так называемых "учёных" относятся к науке, как к дойной корове, которая обязана снабжать их ежедневным продовольствием, что делает из учёных – ремесленников и иногда даже просто шарлатанов. В таком случае научная истина – дело второстепенной важности для таких господ (а их, к сожалению, много, наука, приносящая им больше грошей, – самая привлекательная; им приходится ухаживать за толпою и её вкусами..."  Н.Н. Миклухо-Маклай, 1881 г.

Catalog gominid Antropogenez.RU