English Deutsch
Новости
Мир антропологии

C каким объемом информации приходится иметь дело археологу?

Археолог постоянно анализирует вещи и сравнивает их. Он устанавливает особенности того или иного мастера, опре­деляет «моду» орнаментации того или иного племени и, срав­нивая свой материал с материалами памятников соседней тер­ритории, устанавливает, насколько широко распространялись изделия мастеров изучаемого им племени, а также границы расселения рода, племени и многое другое. Такая работа очень трудоемка.

Вот пример. За последние 10 лет на Южном Урале нами собрано только изделий из камня первобытного человека око­ло 300 тысяч экземпляров.

Если тратить на просмотр каждой находки только две минуты, то потребуется около 6 лет беспре­рывной работы.

А ведь, как мы уже говорили, каждую наход­ку нужно не только осмотреть и решить, представляет ли она научную ценность или нет (т. е. является ли она древней или современной), но ведь нужно еще вымыть ее, очистить специ­альными растворами кислот от «накипи» тысячелетий, зашиф­ровать, занести в опись, измерить, сделать анализы.

Но это только начало. Главное и наиболее трудоемкое — подсчеты и сравнения. Тут уж объем работы просто не под­дается учету. Нужно все данные измерений и анализов всех 300 тысяч находок с Южного Урала сравнить друг с другом и с материалами раскопок других территорий. Такую работу без электронно-вычислительной машины (ЭВМ) выполнить не­возможно. При скорости 100 000 операций в секунду ЭВМ 240 минут просчитывала и сравнивала между собой наши материалы. 

Матюшин Г.Н., У колыбели истории. М., «Просвещение»,1972 г., с. 38-39.


Интересно

А какой фурор, по воспоминаниям Тимирязева, про­извели в пятидесятых годах прошлого века лекции-представления заезжего немецкого антрепренера, при помощи волшебного фонаря познакомившего петер­буржцев с космогонической теорией Лапласа и геологи­ческой историей Земли. «Едва ли не в первый раз рус­ская широкая публика, - писал Климент Аркадьевич, - заговорила об юрском море, о лесах каменноугольной формации, об ихтиозаврах и плезиозаврах, причем не обходилось и без неодобрительно покачивавших голо­вою, недоумевавших - "куда же делась духовная цен­зура?"». К естествознанию пока относились с большим недоверием.

Черненко Г.Т., Тимирязев в Петербурге-Петрограде, Л., «Лениздат», 1991 г., с. 18. Предоставлено Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU