English Deutsch
Новости
Мир антропологии

C каким объемом информации приходится иметь дело археологу?

Археолог постоянно анализирует вещи и сравнивает их. Он устанавливает особенности того или иного мастера, опре­деляет «моду» орнаментации того или иного племени и, срав­нивая свой материал с материалами памятников соседней тер­ритории, устанавливает, насколько широко распространялись изделия мастеров изучаемого им племени, а также границы расселения рода, племени и многое другое. Такая работа очень трудоемка.

Вот пример. За последние 10 лет на Южном Урале нами собрано только изделий из камня первобытного человека око­ло 300 тысяч экземпляров.

Если тратить на просмотр каждой находки только две минуты, то потребуется около 6 лет беспре­рывной работы.

А ведь, как мы уже говорили, каждую наход­ку нужно не только осмотреть и решить, представляет ли она научную ценность или нет (т. е. является ли она древней или современной), но ведь нужно еще вымыть ее, очистить специ­альными растворами кислот от «накипи» тысячелетий, зашиф­ровать, занести в опись, измерить, сделать анализы.

Но это только начало. Главное и наиболее трудоемкое — подсчеты и сравнения. Тут уж объем работы просто не под­дается учету. Нужно все данные измерений и анализов всех 300 тысяч находок с Южного Урала сравнить друг с другом и с материалами раскопок других территорий. Такую работу без электронно-вычислительной машины (ЭВМ) выполнить не­возможно. При скорости 100 000 операций в секунду ЭВМ 240 минут просчитывала и сравнивала между собой наши материалы. 

Матюшин Г.Н., У колыбели истории. М., «Просвещение»,1972 г., с. 38-39.


Интересно

Мы не можем говорить более о причинности в каждом отдельном эксперименте. Имеет смысл говорить лишь о статистической причинности... С этим и связано основное отличие современной тенденции по сравнению с классической: в противоположность «прозрач­ности» классического мышления она ведет к «смутной» картине мира. Следует ли усматривать и этом поражение человеческого разума? Трудный вопрос. Как учёные, мы не располагаем свободой выбора. При всём желании невозможно описать для Вас мир таким, каким он Вам нравится».

И. Пригожин, И. Стенгерс, Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой, М., «Урсс», 2008 г., с. 259.

Catalog gominid Antropogenez.RU