«Ирландские профессора пишут книги, чтобы доказать, что Гомер был ирландцем; французские антропологи предоставляют свидетельства того, что кельты, а не тевтоны, были источником цивилизации в Северной Европе; Хьюстон Чемберлен доказывает во всех подробностях, что Данте был немцем и что Христос не был евреем. Подчеркивание расы было повсеместным среди англо-индусов, от которых империалистическая Англия подхватила эту заразу благодаря Редьярду Киплингу».
Бертран Рассел, Происхождение фашизма / Искусство мыслить, М., «Дом интеллектуальной книги», 1999 г., с. 198. Предоставлено Викентьевым И.Л,
Жюль Ламетри писал о человекообразных обезьянах в XVIII веке
Их уши ничем не отличаются от ушей людей, так же как и их грудь: у самок сатиров очень большие груди, а у самцов грудь плоская, как у большинства мужчин. Пупок сильно вдаётся внутрь, а верхние и нижние конечности похожи на конечности людей, как две капли воды.
Локоть у них сгибается точно так же, как и у нас; у них то же самое количество пальцев, как и у нас; большой палец такой же, как и у человека, такие же икры ног и такая же ступня, на которую, подобно нашему, опирается их тело, когда они ходят, подобно нам, что с ними часто случается. Когда они пьют, они очень хорошо одной рукой придерживают ручку кубка, а другой держат его дно; затем они обтирают губы очень чистоплотно. Когда они ложатся спать, они обнаруживают много внимания и тщательности: в прирученном состоянии они пользуются подушкой и одеялом, которым заботливо покрываются. Сила их мускулов, их крови и животных духов делает их храбрыми и бесстрашными, как и нас, но это мужество свойственно только самцам, как это мы наблюдаем и у человеческого рода. Часто они в бешенстве набрасываются даже на вооружённых людей, как и на женщин и девушек, над которыми совершают насилия. Нет более бесстыдных, распущенных и развратных животных. Женщины в Индии опасаются второй раз пойти взглянуть на них в пещерах, в которых они скрываются. Они ходят голыми и в любви проявляют так же мало предрассудков, как и собаки.
Плиний, св. Иероним и другие, на основании свидетельства древних, оставили нам сказочные описания этих распущенных животных, насколько можно судить, сравнивая их с современным описанием. Последним мы обязаны амстердамскому врачу Тульпиусу. Этот автор говорит о виденном им сатире лишь как о животном; он занят только описанием частей его тела, не упоминая о том, говорил ли и имел ли он какие-нибудь идеи. Но полное сходство, признаваемое им между телом сатира и телом людей, заставляет меня предполагать, что мозг этого мнимого животного по природе своей обладает, подобно нашему, способностью чувствовать и мыслить. Черт аналогии тут гораздо больше, чем у других животных.
Жюльен Ламетри, Трактат о душе (Естественная история души) / Сочинения, М., «Мысль», 1983 г., с. 137-139. Предоставлено Викентьевым И.Л.