English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Шимпанзе исполняют «танец дождя»

Я наблюдала за большой группой шимпанзе, которая состояла из 16 особей. Они ели и играли на дереве, расту­щем на влажной поляне ближайшей к лагерю долины. Все утро собирался дождь, и наконец он пошел; мелкий внача­ле, он постепенно переходил во все более сильный. Когда начался дождь, шимпанзе слезли один за другим с дерева, посидели немного на земле и побрели на поросшую низкой травой поляну. Здесь они разделились на две группы: че­тыре самца в одной и три — в другой. Когда они прибли­зились к горной вершине, один из самцов внезапно обер­нулся, топнул ногами, громко закричал и с силой ударил по стволу дерева, мимо которого проходил. Тотчас же са­мец другой группы повернулся и побежал вниз. Но скоро остановился, поднялся на задние лапы, отломил ветку с близстоящего дерева, какой-то момент покрутил ею над го­ловой и стремительно помчался вниз, волоча ее за собой. Тем временем самки и детеныши взобрались на росшие поблизости деревья, приготовившись выступить в роли зри­телей.

Наверху, на площадке, на задних лапах стоял самец. Медленно он начал топать сначала одной ногой, потом другой. Затем внезапно замер и неожиданно пошел вниз. Спустившись, он подошел к дереву и сломал длинный сук. Два других шимпанзе выпрямились и испустили вопль. Потом они один за другим взобрались на дерево, но тут же свалились с него и, подобрав сломавшиеся от их падения ветки, понеслись вниз. Там они опять взобра­лись на деревья (уже порознь), чтобы сломать ветку дли­ной в свой рост. Какое-то мгновение они сидели тихо, за­тем спустились на землю и опять побежали, но уже в об­ратном направлении. Спектакль повторился еще раз. Под сильным непрекращающимся дождем продолжался он в общей сложности полчаса. Кончился он так же внезапно, как и начался.

Наблюдавшие за всем происходившим обезьяны слезли с деревьев. Одна за другой направлялись они к вершине горы и исчезали за ней. Последний самец задержался на­верху, обернулся и, положив руку на ствол дерева, по­смотрел на меня. Он смотрел как артист, который послед­ний раз выходит перед занавесом.

 

В. Фишель. Думают ли животные? М., «Мир»,1973 г, с. 138-139.

 


Интересно

- И тебя самого бог произвел, - говорил поп.
- Неправда! - сказал Оська. - Меня мама!
- А маму кто?
- Ее мама, бабушка!
- А самую первую маму?
- Сама вышла, - сказал Оська, с которым мы уже читали "Первую естественную историю", - понемножку из обезьянки.
- Уф! - сказал вспотевший поп. - Безобразие, беззаконное воспитание, разврат младенчества!
И он ушел, пыля рясой.

Лев Кассиль. Кондуит и Швамбрания

Catalog gominid Antropogenez.RU