English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Стоунхендж был змеиным храмом друидов? (Археология в стиле XVIII века...)

Стоухендж, утверждал он, как и все другие кольцевые постройки из камней, был змеиным храмом, или «Драконтием». Он набросал бойкую «историю патриархов и, в частности, Авраама», продолжил ее «с вытекающим отсюда предположением о существовании финикийской колонии на Британских островах в его время или около того, от которой и произошли друиды», и приписал своим праотцам чудесные способности: «Наши предшественники, друиды Британии... несмотря на все препятствия, достигли в поисках мудрости таких высот, что наши нынешние знания стыдливо померкли бы в солнечном сиянии их учености и религии».

В перерывах между восхвалениями своего возлюбленного друидизма Стьюкли, однако, сделал в Стоунхендже немало полезных наблюдений. Он тщательно измерил расстояния между его частями и попытался доказать, что строители пользовались определенной мерой длины, равной 20,8  дюйма  (1  дюйм = 25,4  миллиметра.— Перев.), которую он назвал «друидским локтем». Ему приписывается первое упоминание «аллеи», уходящей на северо-восток от памятника, и, по-видимому, именно он открыл «цирк» - большую низкую насыпь чуть к северу. И — что особенно удивительно для той все еще суеверной эпохи — он попробовал использовать науку, чтобы установить время его постройки. Исходя из предположения, что друидические строители Стоунхенджа пользовались маг­нитным компасом, он сопоставил его ориентацию по странам света с изменениями магнитного склонения (прос­ледить его через века оказалось гораздо сложнее, чем он предполагал) и сделал вывод, что Стоунхендж был воз­двигнут около 460 г. до н. э. Разумеется, он ошибся, но во всяком случае такая попытка делает ему честь.

(Это была, по мнению специалистов, первая попытка восполь­зоваться лабораторными методами для решения археоло­гической проблемы.).

В  рассуждениях Стьюкли удивительно сочетались субъективность с объективностью. Ему удалось одновре­менно и запутать и прояснить положение. В его «Стоунхендже»  есть  много страниц, проникнутых чарующей ностальгической грустью. Позже он прямо отождествил себя со своими мистическими жрецами и их «змеиным храмом», и лишь ноги его пребывали в XVIII веке. Он восхищался Стоунхенджем не только из-за его связи с друидами: «Для логического ума трудно вообразить более высокое наслаждение, чем прогулка среди этих величе­ственных  руин  и  их  созерцание...»  Более  того, он, по-видимому, опасался, что эти руины лишь ненадолго переживут его.  «Я набросал следующие перспективы, запечатлев местность почти точно по окружности горизонта. Наброски мои могут принести и такую пользу: если случится, что величественное это сооружение будет раз­рушено, с помощью этих видов можно будет обнаружить место, где оно находилось».

Его труд представляет особый интерес для астрономов, так как он содержит первое известное упоминание о факте, который с тех пор приобрел широкую известность как самая примечательная из особенностей Стоунхенджа, именно что «главная линия всего сооружения [указывает] на северо-восток, туда, где встает солнце в самые длинные дни года». Этот факт имеет решающую важность для установления сущности Стоунхенджа…

Дж. Хокинс, Дж. Уайт. Разгадка тайны стоунхенджа. М., «Мир»,1984 г., с. 34-36.


Интересно

Когда [шимпанзе] Рафаэль не проявлял большого интереса к пище, то в качестве «награды» использовали живую кошку, помещенную в ящик и выскакиваю­щую из него каждый раз после того, как крышка открывалась. Это был для шимпанзе очень сильный раздражитель.

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 141.

Catalog gominid Antropogenez.RU