«Учёный важнее царя Израиля, потому что если учёный умрёт, некому будет его заменить, а если умрёт царь, то весь Израиль может его заменить…»
Талмуд (предоставлено Викентьевым И.Л.)
Варианты мустьерской культуры не слишком разнообразны и отличаются чаще не наличием или отсутствием каких-либо характерных типов орудий, а их частотным распределением – в одних вариантах больше скрёбел, в других – остроконечников.
Причинами различий вариантов мустье могут быть:
1) культурные различия,
2) существование орудий разного назначения – для охоты, для обработки растений, мяса и тому подобного,
3) специфика обработки разных материалов и переиспользование разных орудий с переоформлением,
4) хронологические типы.
Основные типы мустье Западной Европы следующие:
типичное мустье – в технике леваллуа и без (например, стоянки Ле Мустье, Муссилиево, Мадонна дел'Арма),
шарантское мустье – типы Ля Кина (много боковых и поперечных скрёбел, мало орудий в технике леваллуа, ретушь типа Кина – в виде рыбьей чешуи, например, стоянки Крапина, Комб Греналь, Анцио, Гротта дель Поггио и Гротта дель Кавалло) и Ля Феррасси (много орудий в технике леваллуа, мало поперечных скрёбел, много боковых скрёбел; промежуточное между мустье типа Кина и типичным, например, стоянки Ля Феррасси, Гротто ди косто),
зубчатое мустье – орудия с выемками, вероятно, для обработки древков копий (очень мало боковых скребков, много зубчатых орудий, например, стоянка Комб Греналь),
мустье в ашельской традиции – много рубил, но есть орудия верхнепалеолитического типа, типа A (много ручных рубил, ножи со спинкой, разные формы скрёбел, например, стоянка Пеш-дель-Азе) и типа B (нет ручных рубил или маленькие ручные рубила, много зубчатых орудий, много ножей со спинкой, верхнепалеолитические орудия, например, стоянка Пеш-дель-Азе).
В Восточной Европе известны 5 основных типов мустье и много местных вариантов, к примеру листовидное мустье (например, стоянка Стинка), загросское мустье (Балканы). В Средиземноморье варианты похожи на западноевропейские, но с восточным влиянием ябрудской техники. На Кавказе обнаруживается сочетание восточноевропейских, средиземноморских и ближневосточных традиций (например, ябрудская культура в Тсопи, загросское мустье в пещере Ереван). В Сибири классические мустьерские памятники распространены на юге, лучше они изучены на Алтае (пещеры Окладникова и Денисова), но местами известны и восточнее (Торгалик-А в Туве) и севернее (стоянка Диринг в Якутии).
На Ближнем Востоке преобладают культуры ябруд и преориньяк, для которых типично изготовление пластин, хотя древние пластины известны и в Европе (Ринку-лес-Бапом во Франции и Пиекари IIa в Польше). Эти культуры часто рассматриваются как переходные к верхнепалеолитическим.
Для мустье Европы и Азии характерно существование множества изолированных отдельных групп, которые, видимо, мало влияли друг на друга, различные традиции очень долго могли сохраняться без восприятия элементов даже близ расположенных культур.
«Учёный важнее царя Израиля, потому что если учёный умрёт, некому будет его заменить, а если умрёт царь, то весь Израиль может его заменить…»
Талмуд (предоставлено Викентьевым И.Л.)