English Deutsch
Новости
Достающее
звено

Что в нас обезьяньего? Эмбриология, биохимия, анатомия

Фрагмент из книги:
Достающее звено
Достающее звено

Специально для портала "Антропогенез.РУ". 
Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Плод шимпанзе: 7 месяцев (слева) и 5 месяцев (справа).
						Автор фото: adrigu's photostream
						Источник: BcRand McNally Atlas of the Body and Mind, 1976
						http://www.flickr.com/photos/
						97793800@N00/with/3823605287/
Плод шимпанзе: 7 месяцев (слева) и 5 месяцев (справа).
Автор фото: adrigu's photostream
Источник: BcRand McNally Atlas of the Body and Mind, 1976
http://www.flickr.com/photos/
97793800@N00/with/3823605287/

У человеческого плода первичная шерсть лануго сохраняется вплоть до рождения и иногда несколько дольше. После рождения разница между человеком и шимпанзе начинает усиливаться: у шимпанзе быстрее растут руки и челюсти, у человека – ноги, мозг и мозговой отдел черепа. Существенно, что отличия достигаются в основном за счёт разности скоростей роста разных частей тела и, соответственно, итоговых пропорций, но не различий в собственно строении тех или иных органов.

Младенец шимпанзе. Источник: http://www.turboflopozavr.boom.ru/
							retardare-foetus.htm
Младенец шимпанзе. Источник: http://www.turboflopozavr.boom.ru/
retardare-foetus.htm

Биохимические показатели человека и большинства приматов чрезвычайно сходны, что вполне естественно, учитывая сказанное выше о генетическом родстве. Общеизвестен факт единства групп крови у человека и других обезьян, в том числе, конечно, и шимпанзе. Еще в начале XX-го века был проведен успешный опыт по переливанию человеческой крови шимпанзе, а позже, в 30-е годы - кровь шимпанзе также успешно была перелита человеку. Резус-фактор крови был впервые открыт у макак-резусов (откуда и взялось название для фактора крови), а после оказался идентичным и у людей. Эксперимент по пересадке почки от шимпанзе человеку прошёл поначалу вполне успешно, отторжения не произошло, и почка заработала, но заработала слишком хорошо, чересчур активно, став "дикой почкой", что, к сожалению, закончилось смертью человека.

Детеныш (слева) и взрослый шимпанзе (справа).
								Источник: Gould SJ.  Ontogeny and Phylogeny. Harvard University Press, Cambridge, MA.  1977.
								http://scienceblogs.com/pharyngula/
Детеныш (слева) и взрослый шимпанзе (справа).
Источник: Gould SJ. Ontogeny and Phylogeny. Harvard University Press, Cambridge, MA. 1977.
http://scienceblogs.com/pharyngula/

Анатомически человек, понятно, заметно отличается от обезьян, но эта разница бросается в глаза, только если рассматривать человека в целом. Если же сравнение проводить по отдельным органам, костям или тканям, то отличия найти будет не так легко, разница обусловлена лишь пропорциями, но не самим строением как таковым. Это составляет даже значительную палеонтологическую проблему, поскольку в ископаемом виде сохраняются обычно лишь отдельные элементы скелета. Например, отличить плечевую кость человека и того же шимпанзе сложно даже специалисту; то же можно сказать и о многих других костях и органах. Даже концентрация волосяных луковиц на коже у человека и обезьян почти одинаковая: внешне очевидная разница по степени "волосатости" обусловлена почти исключительно неодинаковой толщиной волос – тонких и часто обесцвеченных у людей и толстых и пигментированных у обезьян. Моляры человека настолько похожи на зубы орангутанов, что множество ископаемых находок из Юго-Восточной Азии и Индонезии остаются неопределёнными – не то человек, не то орангутан. А ведь орангутан далеко не самый похожий на человека примат! Анатомическое сходство человека и других приматов настолько велико, что в Средние Века и в начале эпохи Возрождения врачи изучали человеческое строение на обезьянах. Проще даже перечислить отличия человека от других приматов, чем выписывать их многочисленные сходства.

Дальше: Что в нас обезьяньего? Палеонтология
Назад: Что в нас обезьяньего? Генетика

Интересно

Древнегреческий историк Фукидид (454 - 396 до н.э.), во имя исторической правды решительно отвергает все мифическое и сказочное. «События войны я не считал уместным излагать так, как услышал о них от первого встречного, или руководствуясь своим личным мнением; я присутствовал при них лично или, узнав от других, рассмотрел их одно за другим с максимально возможным усердием. Это было трудным делом, потому что очевидцы передавали события по-разному, как подсказывала им память и расположение к одной из воюющих сторон. Возможно, отсутствие сказочного сделает повествование менее привлекательным для аудитории, но мне будет достаточно, если его сочтет полезным тот, кто пожелает получить ясное представление о случившихся событиях и тех, идентичных или похожих, которые в том же самом или подобном виде могут произойти по свойству природы человека». Источник

Catalog gominid Antropogenez.RU