Достающее
звено

Куда исчезли неандертальцы?

Фрагмент из книги:
Достающее звено

Специально для портала "Антропогенез.РУ".
Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Первая: Неандертальцы как прямые предки современного вида Homo sapiens, одна стадия перешла в другую: такое мнение возникло ещё тогда, когда были известны лишь европейские находки. Сейчас такой сценарий кажется почти невероятным и практически никем не рассматривается как реальный. Во-первых, установлен факт существования ранних людей, больше похожих на Homo sapiens, в Африке, во-вторых, последние европейские неандертальцы на протяжении как минимум 5 тысяч лет сосуществовали с кроманьонцами – первыми европейскими Homo sapiens, в-третьих, слишком велики различия в строении и культуре неандертальцев и кроманьонцев.

Вторая: Неандертальцы могли ограниченно метисироваться с Homo sapiens. До недавнего времени такая версия считалась маловероятной. Генетики утверждали, что неандертальцы не оставили существенного генетического вклада в современное многообразие;  исследование генотипа неандертальцев показало, что их отличия от Homo sapiens были весьма существенными. Однако в 2010 году, в ходе исследования почти полного ядерного генома неандертальцев, было показано, что неафриканские популяции современных людей имеют от 1 до 4% неандертальских генов. Добавим, что некоторые находки периода сосуществования неандертальцев и кроманьонцев выглядят как метисы, такие индивиды известны как из Европы (Сен-Сезер 1, Ла-Кина 5), так и с Ближнего Востока (Амуд 1, Схул 4 и 5). Можно также вспомнить о чертах мустье в раннем верхнем палеолите Европы и чертах верхнего палеолита на некоторых мустьерских стоянках. С культурой шательперрон связаны остатки как поздних неандертальцев, так и ранних кроманьонцев. Вероятно, именно такое смешение генов и культур помогло первым неоантропам быстро приспособиться к совершенно новым для них природным условиям. И не с тех ли пор у европейцев относительно широкая кисть, широкая стопа, массивный сравнительно с населением других материков череп и скелет? Всё это – потенциально неандерталоидные признаки.

Третья: Возможно, неандертальцы были истреблены кроманьонцами или вымерли, не оставив никакого потомства? Этой точки зрения еще недавно придерживалась, наверное, большая часть современных антропологов.  Впрочем, неандертальцы были лучше приспособлены к условиям ледникового периода, особенно учитывая тропическое происхождение кроманьонцев. Неандертальцы много тысяч лет жили в Европе и Западной Азии и были как нельзя лучше адаптированы к местной окружающей среде. Да и физически они были намного сильнее кроманьонцев. Некоторые учёные считают, что в борьбе за территории кроманьонцам помог более высокий уровень технического оснащения и социальной организации.

Дальше: Палеоантропы за пределами Европы
Назад: Культура палеоантропов

Восхищенные исследователи Древнего Египта приписали египтянам изобретение множества интересных и полезных вещей, но никто никогда не воздал им должное за изобретение пагубной привычки писать на стенах туристских достопримечательностей. Привычка эта, должно быть, возникла из некоего базового человеческого стремления, ибо она сохранилась до сего дня.

Барбара Мертц. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы // Москва, «Центрполиграф», 2007.