English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Введение. О происхождении собаки

Фрагмент из книги:
Откуда есть пошла Canis familiaris?
Откуда есть пошла Canis familiaris?

Кем приходится домашняя собака волку, динго и прочей своей родне и не родне?

После  заседания клуба «Антропогенез.ру» осенью 2011 г. А.Б.Соколов задал мне несколько вопросов относительно происхождения домашней собаки. 

1. Насколько я помню, Вы говорили, что  "волк эволюционно более молодой вид, чем собаки". Вы могли бы пояснить? Получается, что фраза "собака произошла от волка" не совсем верна?

2. Всё-таки, кто является "диким предком" собак? И один ли он, или таких предков несколько?

3. Современный волк сильно отличается от ископаемого?

4. Насколько сильно собаки изменились со времен их первичного одомашнивания?

5. Гибридизация между собаками и волками - насколько это типичное явление?

6. Всё-таки, собака и волк - это подвиды одного вида или разные виды?

7. Австралийские динго - это одичавшие собаки или нет?

8. Я читал, что изначально собак будто бы одомашнивали с единственной простой целью - "на мясо". Это верно?

9. После публикации о находке древнейшей собаки из пещеры Разбойничьей появились разговоры о "неандертальских собаках". Как Вы считаете, это реально?

Чтобы ответить на эти вопросы, придётся затронуть сравнительную анатомию и типологическое разнообразие собак, и поговорить о поведении, а вначале даже немножко коснуться генетики.

Manwell and Baker (1983) прямо сказали, что изучение вопроса происхождения собак сдерживается «дисциплинарным догматизмом», и что, хотя это и не исключено, но происхождение собаки от волка, скорее всего, только лишь гипотеза. Koler-Matznick (2002) считает наиболее вероятным происхождение собаки от мелкого плейстоценового волка, имеющего сходство с динго.

Не разделяя полностью ни традиционную, ни новаторскую точку зрения, я попробую далее объяснить и обосновать свою позицию.

Дальше: Биология волка

Интересно

Мы не можем говорить более о причинности в каждом отдельном эксперименте. Имеет смысл говорить лишь о статистической причинности... С этим и связано основное отличие современной тенденции по сравнению с классической: в противоположность «прозрач­ности» классического мышления она ведет к «смутной» картине мира. Следует ли усматривать и этом поражение человеческого разума? Трудный вопрос. Как учёные, мы не располагаем свободой выбора. При всём желании невозможно описать для Вас мир таким, каким он Вам нравится».

И. Пригожин, И. Стенгерс, Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой, М., «Урсс», 2008 г., с. 259.

Catalog gominid Antropogenez.RU