Нас спрашивают: стоит ли ввязываться в интернет-полемику со сторонниками лженауки? И как вести себя, если уж полез в спор? С любезного разрешения издательства «Альпина-нон-фикшн» публикуем главу из книги Александра Соколова Учёные скрывают? Мифы XXI века, целиком посвященную этому вопросу. Читать

«Африка — прародина человека». Сейчас это утверждение звучит почти как аксиома, но так было далеко не всегда. Только комплекс самых современных исследований, включая генетические анализы, убедил большинство учёных в том, что теория об африканской прародине самая правдоподобная. И хотя о том, что человек возник в Африке, писал ещё сам Дарвин, чёрный континент долгое время оставался на периферии интересов «охотников за прародиной». Об одной из ключевых находок нашей африканской родословной, о том, откуда взялся и куда канул «тропический неандерталец», и о таинственном «пулевом отверстии в черепе каменного века» — в материале АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.

Книжная премьера

Александр Соколов

Ученые скрывают? Мифы XXI века

Альпина Нон-фикшн, 2017, 370 стр.

Официальные историки нас обманывают: в древности существовали цивилизации гораздо более могущественные, чем наша. Доказано, что египтяне не могли построить пирамиды, древние британцы не сами воздвигли Стоунхендж, а человек — продукт генной инженерии инопланетян. Люди жили на Земле сотни миллионов лет назад. Основным двигателем эволюции наших предков была радиация. Пить молоко и есть злаки нельзя — ведь люди каменного века питались исключительно сырым мясом.

Стоит ли верить этим утверждениям? Почему в эпоху, когда генетика, ядерная физика и медицина достигли небывалых высот, лженаука чувствует себя прекрасно, а ученые стонут от засилья воинствующих дилетантов? Как правильно бороться с мракобесием, уберечь себя от псевдонаучной макулатуры и самим не ступить на тропу «альтернативщиков»? На эти и другие актуальные вопросы в своей книге иронично и увлекательно отвечает редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Александр Соколов. Подробней

Станислав Дробышевский

Достающее звено. Книга 1. Обезьяны и все-все-все

Corpus, 2017, 688 стр.

Кто был непосредственным предком человека? Как выглядит цепь,  на конце которой находится Homo sapiens, и все ли ее звенья на месте? Почему некоторые ископаемые находки оказываются не тем, чем кажутся поначалу?  И почему разумными стали именно гоминиды, а не другие млекопитающие?  Двухтомник ведущего российского антрополога Станислава Дробышевского "Достающее звено" проливает свет на многие тайны прошлого.

Первая книга —"Обезьяны и все-все-все" — посвящена тем, кто внес вклад в формирование нашего вида задолго до того, как мы встали на ноги, расправили плечи и отрастили мозг. Подробней

Новые публикации

Александр Кузнецов

Кломенгелунгель: без ханахуды, но с менголями

Не в последнюю очередь любопытство сделало человека человеком. Люди сначала активно расселялись по различным уголкам земного шара и по-своему осваивали их, а позже вольно или невольно вступали в контакты друг с другом, удивляясь сложившемуся культурному многообразию. И в наше время огромный интерес представляют традиционные практики, бытовавшие некогда в удаленных уголках нашей планеты. Особенно, если эти обычаи и социальные институты в силу разных причин были утрачены и до наших дней не сохранились.

Ольга Романовна Арнольд

Ангел, которого не было: история исследований бонобо

Отправив трех женщин-исследовательниц, Джейн Гудолл, Дайан Фосси и Бируту Галдикас, изучать соответственно шимпанзе, горилл и орангутанов, Луис Лики не собирался на этом останавливаться — ведь оставались еще бонобо. И он уже нашел наблюдателя, вернее, наблюдательницу, которая должна была выполнять эту работу — Тони Джекмэн. Но неожиданная смерть Лики в 1972 году прервала приготовления; никто, кроме него, не мог обеспечить необходимое финансирование, к тому же его наследникам — антропологам  не слишком нравилась эта идея — у них и так было много хлопот с Фосси, конфликтовавшей со всеми.  Поэтому изучать бонобо в их естественной среде обитания пришлось совсем другим ученым. Огромная заслуга в этом деле принадлежит профессору киотского университета Такаеши Кано и его сподвижникам, японским исследователям. Это произошло немного позже и с перерывами на войны.

08.07.2018

Появление человека современного анатомического типа в Средней Азии: новые данные по хронологии грота Оби-Рахмат (Узбекистан) и их критическая оценка

Процесс расселения человека современного анатомического облика (“кроманьонца”, Homo sapiens sapiens) по территории Евразии сегодня привлекает пристальное внимание археологов, антропологов и широкой научной общественности. В последнее время появились новые данные по Индонезии (Westaway et al., 2017) и Австралии (Clarkson et al., 2017), существенно удревнившие хронологию сапиенсов в этих частях мира. Поэтому каждая новая находка подобного типа – например, в пещере Мислия (Misliya) в Леванте возрастом 174 +/- 20 тыс. лет (Hershkovitz et al., 2018) – вызывает неподдельный интерес. Недавно опубликована статья с новыми определениями возраста одного из наиболее важных палеолитических объектов в Ср

08.06.2018

Новые даты Верхней пещеры Чжоукоудяня: когда здесь обитал китайский Homo sapiens?

В электронном варианте одного из ведущих изданий по физической антропологии и смежным наукам "Journal of Human Evolution" 31 мая 2018 г. появилась статья (Li et al., in press) с результатами нового раунда радиоуглеродного (14С) датирования костей животных из Верхней пещеры (Upper Cave) знаменитого комплекса Чжоукоудянь, расположенного недалеко от г. Пекина (Китай). Здесь в 1933–1934 гг. были найдены скелетные остатки ископаемого человека, отнесенного к современному анатомическому типу – Homo sapiens sapiens (см. Wu, Poirier, 1995. P. 158–170). Какова предыстория этого исследования, и что нового удалось выяснить на этот раз?

06.06.2018

Фонд «Эволюция» запустил сбор средств на продолжение работы

6 июня просветительский фонд «Эволюция» запустил на своем сайте evolutionfund.ru ежегодную краудфандинговую кампанию. Собранные средства пойдут на развитие программ фонда — выпуск научно-популярных книг, тревел-гранты для школьников, литературу для учителей, обучение лекторов, поддержку просветительского сообщества и другие. Единственный источник финансирования фонда — пожертвования людей, которым небезразличны российская наука, образование и просвещение.

23.05.2018

Человек из Туяны – кто он?

Недавно в СМИ прошла информация о том, что недалеко от Иркутска обнаружены останки человека возрастом как минимум 50 тысяч лет. Речь идет о местонахождении Туяна в Тункинской котловине, недалеко от Иркутска. Сенсация? Несомненно! А что известно об этой находке по строго научным данным?

17.05.2018

Человеческий мозг наледи

Статус новооткрытого южноафриканского Homo naledi остаётся загадочным. Уникальная мозаика особенностей сбивает исследователей с толку. Маленькие мозги вместе с маленькими зубами, современные пропорции пальцев кисти при огромной кривизне этих же пальцев, обезьянья грудная клетка и современные ноги – такого странного сочетания пока ещё не находили. Пока нет новых находок, явно нужны новые подходы к имеющимся признакам. В новой статье учёные обратили свой взор на пару черт мозга наледи.

14.05.2018

Зубам синантропов впервые сделали КТ

Синантропы среди всех ископаемых людей окутаны особым ореолом таинственности — из-за того, что коллекция их останков бесследно исчезла во время II мировой войны.

Словарь

Глабелла

Наиболее выступающая вперёд точка надбровья, расположенная по средней линии черепа.

Homo erectus
Australopithecus africanus
Австралопитек африканский
3.5 млн.л.н.
- 2.4 млн.л.н.

«Нельзя игнорировать физические факты. В философии, в религии, в этике, в политике дважды два может равняться пяти, но, если вы конструируете пушку или самолёт, дважды два должно быть четыре. Недееспособное государство раньше или позже будет побеждено, а дееспособность не может опираться на иллюзии».

Оруэлл Дж. 1984. М, 1989, c. 137.

Интервью
Владимир Александрович Трифонов

Вопрос: Можете ли объяснить нашим читателям простым языком, что такое хромосома?

− Хромосома – это фрагмент генома любого организма (ДНК) в комплексе с белками. Если у бактерий обычно весь геном – это одна хромосома, то у сложных организмов с выраженным ядром (эукариотов) обычно геном фрагментирован, и комплексы длинных фрагментов ДНК и белка отчётливо видны в световой микроскоп при делении клетки. Именно поэтому хромосомы как окрашивающиеся структуры  («хрома» - цвет по-гречески) были описаны еще в конце XIX века. читать дальше

Светлана Анатольевна Бурлак

Вопрос: Правы ли мы, являемся ли новаторами, а не провокаторами или рядовыми неучами, пусть рассудит время и квалифицированный читатель.

Светлана Бурлак: Самое главное в таком деле - уровень проработки материала. Вот если кто-то, например, решит сделать "Новую математику", начав с того, что "поскольку 2х2=5, то...", никто дальше читать не станет, потому что все знают, что 2х2=4. И большинство даже знает, что это не потому, что так решили косные "учОные", зажимающие всё новое, а потому, что если купить два пакетика по два пирожка в каждом, то пирожков в итоге будет четыре, а не пять. То есть, мир устроен в соответствии с некоторыми закономерностями, и учёные их постепенно выявляют. читать дальше