Банда официальных ученых возвращается в Москву. Темные силы мракобесия несут потери. Лжеученые отступают, роняя торсионные поля и обереги. Но враг всё еще силен! В своих секретных лабораториях они продолжают пилить гранитные блоки с помощью воображаемых лазеров, ищут на картах следы древних ядерных ударов, шлют телепатические сигналы марсианским цивилизациям – а после с помощью гомеопатии очищают свои организмы от шлаков. Вы готовы к новой серии разоблачений?

Представляем долгожданный мультфильм Сергея Кривоплясова «Эволюция от обезьяны к человеку», созданный совместно с АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ при поддержке Студии Дмитрия Пучкова "Полный Пэ". Фильм охватывает последние 10 миллионов лет эволюции человека. Внешность и движения наших предков воссозданы с помощью компьютерной графики, по современным научным методикам. В реконструкциях использованы муляжи черепов, предоставленные Государственным Биологическим музеем им. К.А. Тимирязева. Закадровый голос: Станислав Дробышевский. Смотрите!

Книжная премьера

Александр Соколов

Мифы об эволюции человека

Альпина Нон-фикшн, 2015, 390 стр.

Отрекся ли Чарльз Дарвин в конце жизни от своей теории? Застали ли древние люди динозавров? Правда ли, что Россия — колыбель человечества, и кто такой йети — уж не один ли из наших предков, заблудившийся в веках? Хотя палеоантропология — наука об эволюции человека — переживает бурный расцвет, происхождение человека до сих пор окружено множеством мифов. Это и антиэволюционистские теории, и легенды, порожденные массовой культурой, и околонаучные представления, бытующие среди людей образованных и начитанных. Хотите узнать, как все было «на самом деле»? Александр Соколов, редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, собрал целую коллекцию подобных мифов и проверил, насколько они состоятельны. Подробней

Новые публикации

Дмитрий Маликов

О мамонтовой фауне

Невозможно рассматривать историю развития чего или кого-либо в отрыве от той среды, которая его окружает. Поэтому сегодня я предлагаю вам поговорить о том, какой мир окружал наших предков.

Ярослав Всеволодович Кузьмин

Юбилей журнала Antiquity: 90 лет во главе событий и исследований в мировой археологии

Обзор посвящен 90-летнему юбилею Antiquity (Великобритания), как одного из наиболее авторитетных журналов в мировой археологии. Дана краткая характеристика деятельности О. Г. С. Кроуфорда как основателя и первого редактора издания. Показана лидирующая роль журнала в освещении наиболее значимых открытий в мировой археологии; кратко упоминаются основные российские (советские) авторы, публиковавшиеся в Antiquity в 1960-х – 2010-х гг.

19.04.2017

«Палеолитическая Венера» найдена в Брянской области

Статуэтка «палеолитической Венеры», вырезанная из бивня мамонта во времена ледникового периода, найдена учёными Института археологии РАН при раскопках стоянки «Хотылево-2» в Брянской области.

01.04.2017

Взлёт дождевой обезьяны

Порой кажется, что палеоантропологами уже всё выкопано, описано и разложено по полочкам, и время громких открытий, неожиданных гипотез и научных переворотов давно прошло. Но нет. Антропологи не устали нас удивлять, и, возможно, в ближайшем будущем учёным вновь предстоит переписать учебники. И речь идёт не о второстепенных деталях, а об одном из главных проклятых вопросов антропогенеза – о причинах прямохождения.

15.03.2017

Ароэйра 3 – лобастый португалец

Уж сколько раз я плакался, как редко достаются антропологам красивые черепа. И вот горесть моя утешена! В пещере португальских археологов и антропологов праздник: найден череп Ароэйра 3.

14.03.2017

Генофонд Передней Азии: разница между равнинными и горными народами максимальна

Изучая генофонд Передней Азии, российские ученые показали, что наиболее генетически контрастны народы, живущие в горах и на равнине. Выяснилось, что армянские диаспоры в большинстве своем сохраняют генофонд исходной армянской популяции. А степные кочевники бронзового века Восточной Европы не были предками западноевропейцев по мужской линии, зато были предками некоторых современных крымских татар.

Словарь

Комплекс археологический

Группы (категории) артефактов и(или) археологических памятников, представляющих собой смысловую совокупность (например: городище и прилегающий к нему некрополь).

Australopithecus sediba
Homo heidelbergensis
Человек гейдельбергский
800 тыс.л.н.
- 130 тыс.л.н.

Хотя в середине 50-х гг. и было установлено, что у человека и шимпанзе разное число хромосом (46 – у человека и 48 – у шимпанзе), директор Иеркесовского приматологического института в Атланте, один из «отцов-основателей» американской национальной приматологической программы Дж. Борн писал в 1971 г. о принципиальной возможности получения – путем искусственного осеменения – жизнеспособного гибрида человека и шимпанзе, недоумевая при этом, что подобные опыты до сих пор не поставлены. ... Позднее было показано, что сперматозоиды человека способны проникать в яйцеклетку человекообразных обезьян. Различное же число хромосом у родителей еще не означает, что развитие гибридного зародыша невозможно, хотя и резко снижает шансы на то, что полученные гибриды будут в дальнейшем плодовиты.

Интервью
Владимир Александрович Трифонов

Вопрос: Можете ли объяснить нашим читателям простым языком, что такое хромосома?

− Хромосома – это фрагмент генома любого организма (ДНК) в комплексе с белками. Если у бактерий обычно весь геном – это одна хромосома, то у сложных организмов с выраженным ядром (эукариотов) обычно геном фрагментирован, и комплексы длинных фрагментов ДНК и белка отчётливо видны в световой микроскоп при делении клетки. Именно поэтому хромосомы как окрашивающиеся структуры  («хрома» - цвет по-гречески) были описаны еще в конце XIX века. читать дальше

Светлана Анатольевна Бурлак

Вопрос: Правы ли мы, являемся ли новаторами, а не провокаторами или рядовыми неучами, пусть рассудит время и квалифицированный читатель.

Светлана Бурлак: Самое главное в таком деле - уровень проработки материала. Вот если кто-то, например, решит сделать "Новую математику", начав с того, что "поскольку 2х2=5, то...", никто дальше читать не станет, потому что все знают, что 2х2=4. И большинство даже знает, что это не потому, что так решили косные "учОные", зажимающие всё новое, а потому, что если купить два пакетика по два пирожка в каждом, то пирожков в итоге будет четыре, а не пять. То есть, мир устроен в соответствии с некоторыми закономерностями, и учёные их постепенно выявляют. читать дальше