Банда официальных ученых возвращается в Москву. Темные силы мракобесия несут потери. Лжеученые отступают, роняя торсионные поля и обереги. Но враг всё еще силен! В своих секретных лабораториях они продолжают пилить гранитные блоки с помощью воображаемых лазеров, ищут на картах следы древних ядерных ударов, шлют телепатические сигналы марсианским цивилизациям – а после с помощью гомеопатии очищают свои организмы от шлаков. Вы готовы к новой серии разоблачений?

Представляем долгожданный мультфильм Сергея Кривоплясова «Эволюция от обезьяны к человеку», созданный совместно с АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ при поддержке Студии Дмитрия Пучкова "Полный Пэ". Фильм охватывает последние 10 миллионов лет эволюции человека. Внешность и движения наших предков воссозданы с помощью компьютерной графики, по современным научным методикам. В реконструкциях использованы муляжи черепов, предоставленные Государственным Биологическим музеем им. К.А. Тимирязева. Закадровый голос: Станислав Дробышевский. Смотрите!

Книжная премьера

Александр Соколов

Мифы об эволюции человека

Альпина Нон-фикшн, 2015, 390 стр.

Отрекся ли Чарльз Дарвин в конце жизни от своей теории? Застали ли древние люди динозавров? Правда ли, что Россия — колыбель человечества, и кто такой йети — уж не один ли из наших предков, заблудившийся в веках? Хотя палеоантропология — наука об эволюции человека — переживает бурный расцвет, происхождение человека до сих пор окружено множеством мифов. Это и антиэволюционистские теории, и легенды, порожденные массовой культурой, и околонаучные представления, бытующие среди людей образованных и начитанных. Хотите узнать, как все было «на самом деле»? Александр Соколов, редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, собрал целую коллекцию подобных мифов и проверил, насколько они состоятельны. Подробней

Новые публикации

Дмитрий Маликов

О мамонтовой фауне

Невозможно рассматривать историю развития чего или кого-либо в отрыве от той среды, которая его окружает. Поэтому сегодня я предлагаю вам поговорить о том, какой мир окружал наших предков.

Ярослав Всеволодович Кузьмин

Юбилей журнала Antiquity: 90 лет во главе событий и исследований в мировой археологии

Обзор посвящен 90-летнему юбилею Antiquity (Великобритания), как одного из наиболее авторитетных журналов в мировой археологии. Дана краткая характеристика деятельности О. Г. С. Кроуфорда как основателя и первого редактора издания. Показана лидирующая роль журнала в освещении наиболее значимых открытий в мировой археологии; кратко упоминаются основные российские (советские) авторы, публиковавшиеся в Antiquity в 1960-х – 2010-х гг.

11.05.2017

Леседи – новые наледи

Южная Африка продолжает радовать исследователей. Только, казалось бы, все смирились с необычайностью нового вида Homo naledi, как грянули сразу две новые сенсации. Любит Ли Бергер – руководитель исследований в Райзинг Стар – эффектные ходы, умеет держать секреты до последнего, творчески нагнетает интригу. В электронном журнале eLife опубликованы три статьи, потрясающие основы наших представлений об эволюции человека в Африке.

28.04.2017

Российские антропологи изучили взаимосвязь строения лица и климата у разных народов

Сотрудники Научно-исследовательского института и музея антропологии имени Д.Н. Анучина, а также кафедры антропологии биологического факультета МГУ проанализировали взаимосвязь особенностей лицевого скелета с климатическими факторами в популяциях Северной и Северо-Восточной Европы, Сибири и Северо-Восточной Азии. Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале Journal of Human Evolution.

28.04.2017

Ученые исследовали генетическую историю хунну

В журнале «Archaeological and Anthropological Sciences» вышла статья сибирских ученых, которые исследовали митохондриальную ДНК представителей хунну – древних центральноазиатских кочевников и обнаружили большое сходство их женского генофонда с современным монголоязычным населением Центральной Азии.

27.04.2017

Калифорнийцы 130 тысяч лет назад?!

Когда была заселена Америка? До сих пор надёжные цифры колебались около 14 тысяч лет назад, более спорные – порядка 25-30, дальше начиналась область фантастики. Конечно, не раз и не два заявлялось, что найдены доказательства присутствия людей в Америке 50 тысяч лет назад, 300 тысяч и даже пары-тройки миллионов, но на них все смотрели искоса, низко голову наклоня. Всегда проблем с большими датами было слишком много: то датирован непонятный уголь, не имеющий внятной связи с орудиями, то сами орудия какие-то неочевидные, то вообще речь шла о паре царапин на костях каких-нибудь ленивцев.

Словарь

Вертикальная профилировка лица

Краниометрический и кефалометрический признак, описывающий выступание вперед нижней части лица относительно его верхней части. Варианты вертикальной профилировки лица: прогнатизм, мезогнатизм, ортогнатизм.

Australopithecus garhi
Australopithecus afarensis
Австралопитек афарский
4.0 млн.л.н.
- 2.5 млн.л.н.

Чарльз Дарвин ужасается: "Как видно, где бы ни ступила нога европейца, смерть преследует туземца. Куда мы ни бросим взор, — на обширные ли просторы обеих Америк, на Полинезию, на Мыс Доброй Надежды или на Австралию — повсюду мы наблюдаем один и тот же результат".

Интервью
Владимир Александрович Трифонов

Вопрос: Можете ли объяснить нашим читателям простым языком, что такое хромосома?

− Хромосома – это фрагмент генома любого организма (ДНК) в комплексе с белками. Если у бактерий обычно весь геном – это одна хромосома, то у сложных организмов с выраженным ядром (эукариотов) обычно геном фрагментирован, и комплексы длинных фрагментов ДНК и белка отчётливо видны в световой микроскоп при делении клетки. Именно поэтому хромосомы как окрашивающиеся структуры  («хрома» - цвет по-гречески) были описаны еще в конце XIX века. читать дальше

Светлана Анатольевна Бурлак

Вопрос: Правы ли мы, являемся ли новаторами, а не провокаторами или рядовыми неучами, пусть рассудит время и квалифицированный читатель.

Светлана Бурлак: Самое главное в таком деле - уровень проработки материала. Вот если кто-то, например, решит сделать "Новую математику", начав с того, что "поскольку 2х2=5, то...", никто дальше читать не станет, потому что все знают, что 2х2=4. И большинство даже знает, что это не потому, что так решили косные "учОные", зажимающие всё новое, а потому, что если купить два пакетика по два пирожка в каждом, то пирожков в итоге будет четыре, а не пять. То есть, мир устроен в соответствии с некоторыми закономерностями, и учёные их постепенно выявляют. читать дальше