Нас спрашивают: стоит ли ввязываться в интернет-полемику со сторонниками лженауки? И как вести себя, если уж полез в спор? С любезного разрешения издательства «Альпина-нон-фикшн» публикуем главу из книги Александра Соколова Учёные скрывают? Мифы XXI века, целиком посвященную этому вопросу. Читать

«Африка — прародина человека». Сейчас это утверждение звучит почти как аксиома, но так было далеко не всегда. Только комплекс самых современных исследований, включая генетические анализы, убедил большинство учёных в том, что теория об африканской прародине самая правдоподобная. И хотя о том, что человек возник в Африке, писал ещё сам Дарвин, чёрный континент долгое время оставался на периферии интересов «охотников за прародиной». Об одной из ключевых находок нашей африканской родословной, о том, откуда взялся и куда канул «тропический неандерталец», и о таинственном «пулевом отверстии в черепе каменного века» — в материале АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.

Книжная премьера

Александр Соколов

Ученые скрывают? Мифы XXI века

Альпина Нон-фикшн, 2017, 370 стр.

Официальные историки нас обманывают: в древности существовали цивилизации гораздо более могущественные, чем наша. Доказано, что египтяне не могли построить пирамиды, древние британцы не сами воздвигли Стоунхендж, а человек — продукт генной инженерии инопланетян. Люди жили на Земле сотни миллионов лет назад. Основным двигателем эволюции наших предков была радиация. Пить молоко и есть злаки нельзя — ведь люди каменного века питались исключительно сырым мясом.

Стоит ли верить этим утверждениям? Почему в эпоху, когда генетика, ядерная физика и медицина достигли небывалых высот, лженаука чувствует себя прекрасно, а ученые стонут от засилья воинствующих дилетантов? Как правильно бороться с мракобесием, уберечь себя от псевдонаучной макулатуры и самим не ступить на тропу «альтернативщиков»? На эти и другие актуальные вопросы в своей книге иронично и увлекательно отвечает редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Александр Соколов. Подробней

Станислав Дробышевский

Достающее звено. Книга 1. Обезьяны и все-все-все

Corpus, 2017, 688 стр.

Кто был непосредственным предком человека? Как выглядит цепь,  на конце которой находится Homo sapiens, и все ли ее звенья на месте? Почему некоторые ископаемые находки оказываются не тем, чем кажутся поначалу?  И почему разумными стали именно гоминиды, а не другие млекопитающие?  Двухтомник ведущего российского антрополога Станислава Дробышевского "Достающее звено" проливает свет на многие тайны прошлого.

Первая книга —"Обезьяны и все-все-все" — посвящена тем, кто внес вклад в формирование нашего вида задолго до того, как мы встали на ноги, расправили плечи и отрастили мозг. Подробней

Новые публикации

Александр Кузнецов

Кломенгелунгель: без ханахуды, но с менголями

Не в последнюю очередь любопытство сделало человека человеком. Люди сначала активно расселялись по различным уголкам земного шара и по-своему осваивали их, а позже вольно или невольно вступали в контакты друг с другом, удивляясь сложившемуся культурному многообразию. И в наше время огромный интерес представляют традиционные практики, бытовавшие некогда в удаленных уголках нашей планеты. Особенно, если эти обычаи и социальные институты в силу разных причин были утрачены и до наших дней не сохранились.

Ольга Романовна Арнольд

Ангел, которого не было: история исследований бонобо

Отправив трех женщин-исследовательниц, Джейн Гудолл, Дайан Фосси и Бируту Галдикас, изучать соответственно шимпанзе, горилл и орангутанов, Луис Лики не собирался на этом останавливаться — ведь оставались еще бонобо. И он уже нашел наблюдателя, вернее, наблюдательницу, которая должна была выполнять эту работу — Тони Джекмэн. Но неожиданная смерть Лики в 1972 году прервала приготовления; никто, кроме него, не мог обеспечить необходимое финансирование, к тому же его наследникам — антропологам  не слишком нравилась эта идея — у них и так было много хлопот с Фосси, конфликтовавшей со всеми.  Поэтому изучать бонобо в их естественной среде обитания пришлось совсем другим ученым. Огромная заслуга в этом деле принадлежит профессору киотского университета Такаеши Кано и его сподвижникам, японским исследователям. Это произошло немного позже и с перерывами на войны.

17.05.2018

Человеческий мозг наледи

Статус новооткрытого южноафриканского Homo naledi остаётся загадочным. Уникальная мозаика особенностей сбивает исследователей с толку. Маленькие мозги вместе с маленькими зубами, современные пропорции пальцев кисти при огромной кривизне этих же пальцев, обезьянья грудная клетка и современные ноги – такого странного сочетания пока ещё не находили. Пока нет новых находок, явно нужны новые подходы к имеющимся признакам. В новой статье учёные обратили свой взор на пару черт мозга наледи.

14.05.2018

Зубам синантропов впервые сделали КТ

Синантропы среди всех ископаемых людей окутаны особым ореолом таинственности — из-за того, что коллекция их останков бесследно исчезла во время II мировой войны.

08.05.2018

Киик-Коба: магия чисел и неандерталец-математик?

Образ продвинутого, творчески-одарённого неандертальца в последнее время становится всё более популярным. Перья и ракушки, ожерелья из когтей и росписи охрой – чего только уже не найдено. Негоже отставать от мирового уровня и нашим родным – крымским – неандертальцам.

03.05.2018

Филиппинские хоббиты или денисовцы? Люди на Филиппинах 709 тысяч лет назад

Пути и времена расселения древних людей по планете – одна из самых интригующих тем доисторической истории. А ведь на планете до сих пор полно "белых пятен" на эту тему. Одна из самых неизученных территорий – Филиппины. Эти острова лежат не так уж далеко от Индонезии, между архипелагами раскинуты цепи мелких островков, а глубины местами очень невелики, так что во времена оледенений от Калимантана, который сам объединялся с материком в Сунду, к Филиппинам протягивались длинные мосты суши. Впрочем, достигали ли они когда-нибудь главных островов Филиппин – большой вопрос.

01.05.2018

Неандертальцы, "евразийцы" и "африканцы" – кто кому роднее?

Наука движется вперёд. Учёные наблюдают всё больше фактов, собирают всё больше данных, постигают всё больше истин. Некоторые вопросы иногда уже кажутся окончательно решёнными. Земля круглая, на Южном полюсе лежит Антарктида, Волга впадает в Каспийское море, динозавры и неандертальцы вымерли. Особенно склонны обобщать и абсолютизировать преподаватели, ведь им надо быстро, кратко и достаточно категорично доносить истины до не всегда внимательных и часто не слишком эрудированных слушателей.

01.04.2018

Понюхайте неандертальца! Новая эра реконструкции

Методы реконструкции внешности древних людей стремительно совершенствуются. Благодаря усилиям палеогенетиков некогда блеклые гипсовые головы неандертальцев обрели цвет – мы узнали об их светлой веснушчатой коже и огненно-рыжих волосах. Мастера таксидермии соревнуются в наращивании реализма – их великолепные скульптуры вот-вот оживут. Однако картина остаётся неполной, поскольку внешне правдоподобные изображения стерильны – они не пахнут. Известно, что не менее 36% информации человек получает по запаховому каналу, причём запахи действуют на нас мгновенно, помимо нашей воли (вспомните про пресловутые феромоны). Сможем ли мы когда-нибудь не только увидеть, но и почувствовать запах наших пращуров

Словарь

Аутбридинг

Скрещивание между не близкородственными организмами (противоположное: инбридинг - близкородственное скрещивание).

Homo rudolfensis
Australopithecus sediba
Австралопитек седиба
2.0 млн.л.н.
- 1.8 млн.л.н.

«Разочарование в разуме - это, собственно, страх перед разумом, кото­рый рано или поздно столкнёт нас с действительностью. Разум нас под­водит, потому что заставляет испробовать боль разочарования, пред­вещая наши неудачи или честно и неумолимо их констатируя. Вот по­чему мы стремимся уклониться от него, как от чего-то неприятного, и пытаемся действовать, как говорится, за его спиной. Мы ведём себя по­добно должнику, уклоняющемуся от своих обязательств и надеющемуся, что всё сойдёт ему с рук, пока его не заставят раскрыть счёта. Отказ от разума есть не что иное, как бегство и уклонение от реально­сти. Это характерная черта упадочных эпох, когда люди утрачивают отвагу жить».

Карел Чапек, Разочаровал ли нас разум? / Письма из будущего. Неизвестный Чапек, СПб, «Глобус», 2005 г., с. 464. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Интервью
Владимир Александрович Трифонов

Вопрос: Можете ли объяснить нашим читателям простым языком, что такое хромосома?

− Хромосома – это фрагмент генома любого организма (ДНК) в комплексе с белками. Если у бактерий обычно весь геном – это одна хромосома, то у сложных организмов с выраженным ядром (эукариотов) обычно геном фрагментирован, и комплексы длинных фрагментов ДНК и белка отчётливо видны в световой микроскоп при делении клетки. Именно поэтому хромосомы как окрашивающиеся структуры  («хрома» - цвет по-гречески) были описаны еще в конце XIX века. читать дальше

Светлана Анатольевна Бурлак

Вопрос: Правы ли мы, являемся ли новаторами, а не провокаторами или рядовыми неучами, пусть рассудит время и квалифицированный читатель.

Светлана Бурлак: Самое главное в таком деле - уровень проработки материала. Вот если кто-то, например, решит сделать "Новую математику", начав с того, что "поскольку 2х2=5, то...", никто дальше читать не станет, потому что все знают, что 2х2=4. И большинство даже знает, что это не потому, что так решили косные "учОные", зажимающие всё новое, а потому, что если купить два пакетика по два пирожка в каждом, то пирожков в итоге будет четыре, а не пять. То есть, мир устроен в соответствии с некоторыми закономерностями, и учёные их постепенно выявляют. читать дальше