Нас спрашивают: стоит ли ввязываться в интернет-полемику со сторонниками лженауки? И как вести себя, если уж полез в спор? С любезного разрешения издательства «Альпина-нон-фикшн» публикуем главу из книги Александра Соколова Учёные скрывают? Мифы XXI века, целиком посвященную этому вопросу. Читать

«Африка — прародина человека». Сейчас это утверждение звучит почти как аксиома, но так было далеко не всегда. Только комплекс самых современных исследований, включая генетические анализы, убедил большинство учёных в том, что теория об африканской прародине самая правдоподобная. И хотя о том, что человек возник в Африке, писал ещё сам Дарвин, чёрный континент долгое время оставался на периферии интересов «охотников за прародиной». Об одной из ключевых находок нашей африканской родословной, о том, откуда взялся и куда канул «тропический неандерталец», и о таинственном «пулевом отверстии в черепе каменного века» — в материале АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.

Книжная премьера

Александр Соколов

Ученые скрывают? Мифы XXI века

Альпина Нон-фикшн, 2017, 370 стр.

Официальные историки нас обманывают: в древности существовали цивилизации гораздо более могущественные, чем наша. Доказано, что египтяне не могли построить пирамиды, древние британцы не сами воздвигли Стоунхендж, а человек — продукт генной инженерии инопланетян. Люди жили на Земле сотни миллионов лет назад. Основным двигателем эволюции наших предков была радиация. Пить молоко и есть злаки нельзя — ведь люди каменного века питались исключительно сырым мясом.

Стоит ли верить этим утверждениям? Почему в эпоху, когда генетика, ядерная физика и медицина достигли небывалых высот, лженаука чувствует себя прекрасно, а ученые стонут от засилья воинствующих дилетантов? Как правильно бороться с мракобесием, уберечь себя от псевдонаучной макулатуры и самим не ступить на тропу «альтернативщиков»? На эти и другие актуальные вопросы в своей книге иронично и увлекательно отвечает редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Александр Соколов. Подробней

Станислав Дробышевский

Достающее звено. Книга 1. Обезьяны и все-все-все

Corpus, 2017, 688 стр.

Кто был непосредственным предком человека? Как выглядит цепь,  на конце которой находится Homo sapiens, и все ли ее звенья на месте? Почему некоторые ископаемые находки оказываются не тем, чем кажутся поначалу?  И почему разумными стали именно гоминиды, а не другие млекопитающие?  Двухтомник ведущего российского антрополога Станислава Дробышевского "Достающее звено" проливает свет на многие тайны прошлого.

Первая книга —"Обезьяны и все-все-все" — посвящена тем, кто внес вклад в формирование нашего вида задолго до того, как мы встали на ноги, расправили плечи и отрастили мозг. Подробней

Новые публикации

Александр Кузнецов

Кломенгелунгель: без ханахуды, но с менголями

Не в последнюю очередь любопытство сделало человека человеком. Люди сначала активно расселялись по различным уголкам земного шара и по-своему осваивали их, а позже вольно или невольно вступали в контакты друг с другом, удивляясь сложившемуся культурному многообразию. И в наше время огромный интерес представляют традиционные практики, бытовавшие некогда в удаленных уголках нашей планеты. Особенно, если эти обычаи и социальные институты в силу разных причин были утрачены и до наших дней не сохранились.

Ольга Романовна Арнольд

Ангел, которого не было: история исследований бонобо

Отправив трех женщин-исследовательниц, Джейн Гудолл, Дайан Фосси и Бируту Галдикас, изучать соответственно шимпанзе, горилл и орангутанов, Луис Лики не собирался на этом останавливаться — ведь оставались еще бонобо. И он уже нашел наблюдателя, вернее, наблюдательницу, которая должна была выполнять эту работу — Тони Джекмэн. Но неожиданная смерть Лики в 1972 году прервала приготовления; никто, кроме него, не мог обеспечить необходимое финансирование, к тому же его наследникам — антропологам  не слишком нравилась эта идея — у них и так было много хлопот с Фосси, конфликтовавшей со всеми.  Поэтому изучать бонобо в их естественной среде обитания пришлось совсем другим ученым. Огромная заслуга в этом деле принадлежит профессору киотского университета Такаеши Кано и его сподвижникам, японским исследователям. Это произошло немного позже и с перерывами на войны.

08.06.2018

Новые даты Верхней пещеры Чжоукоудяня: когда здесь обитал китайский Homo sapiens?

В электронном варианте одного из ведущих изданий по физической антропологии и смежным наукам "Journal of Human Evolution" 31 мая 2018 г. появилась статья (Li et al., in press) с результатами нового раунда радиоуглеродного (14С) датирования костей животных из Верхней пещеры (Upper Cave) знаменитого комплекса Чжоукоудянь, расположенного недалеко от г. Пекина (Китай). Здесь в 1933–1934 гг. были найдены скелетные остатки ископаемого человека, отнесенного к современному анатомическому типу – Homo sapiens sapiens (см. Wu, Poirier, 1995. P. 158–170). Какова предыстория этого исследования, и что нового удалось выяснить на этот раз?

06.06.2018

Фонд «Эволюция» запустил сбор средств на продолжение работы

6 июня просветительский фонд «Эволюция» запустил на своем сайте evolutionfund.ru ежегодную краудфандинговую кампанию. Собранные средства пойдут на развитие программ фонда — выпуск научно-популярных книг, тревел-гранты для школьников, литературу для учителей, обучение лекторов, поддержку просветительского сообщества и другие. Единственный источник финансирования фонда — пожертвования людей, которым небезразличны российская наука, образование и просвещение.

23.05.2018

Человек из Туяны – кто он?

Недавно в СМИ прошла информация о том, что недалеко от Иркутска обнаружены останки человека возрастом как минимум 50 тысяч лет. Речь идет о местонахождении Туяна в Тункинской котловине, недалеко от Иркутска. Сенсация? Несомненно! А что известно об этой находке по строго научным данным?

17.05.2018

Человеческий мозг наледи

Статус новооткрытого южноафриканского Homo naledi остаётся загадочным. Уникальная мозаика особенностей сбивает исследователей с толку. Маленькие мозги вместе с маленькими зубами, современные пропорции пальцев кисти при огромной кривизне этих же пальцев, обезьянья грудная клетка и современные ноги – такого странного сочетания пока ещё не находили. Пока нет новых находок, явно нужны новые подходы к имеющимся признакам. В новой статье учёные обратили свой взор на пару черт мозга наледи.

14.05.2018

Зубам синантропов впервые сделали КТ

Синантропы среди всех ископаемых людей окутаны особым ореолом таинственности — из-за того, что коллекция их останков бесследно исчезла во время II мировой войны.

08.05.2018

Киик-Коба: магия чисел и неандерталец-математик?

Образ продвинутого, творчески-одарённого неандертальца в последнее время становится всё более популярным. Перья и ракушки, ожерелья из когтей и росписи охрой – чего только уже не найдено. Негоже отставать от мирового уровня и нашим родным – крымским – неандертальцам.

Словарь

Выборка

Множество реально обследуемых объектов (например, индивидов), представляющих собой часть генеральной совокупности (например, популяции или иной группы).

Homo rudolfensis
Kenyanthropus platyops
Кениантроп плосколицый
3.5 млн.л.н.
- 3.2 млн.л.н.

Летом 1977 г. в Институте экспериментальной патологии и терапии АМН СССР доктор медицинских наук Н.П. Гончаров и сотрудники его лаборатории были изумлены, когда после очередного взятия крови из вены огромный самец-павиан, видя, что лаборантка не торопится вытереть ему тампоном уколотое место, взял вату и сам вытер кровь.

Источник: Э.П.Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука, 1979 г.,  с. 161.

Интервью
Владимир Александрович Трифонов

Вопрос: Можете ли объяснить нашим читателям простым языком, что такое хромосома?

− Хромосома – это фрагмент генома любого организма (ДНК) в комплексе с белками. Если у бактерий обычно весь геном – это одна хромосома, то у сложных организмов с выраженным ядром (эукариотов) обычно геном фрагментирован, и комплексы длинных фрагментов ДНК и белка отчётливо видны в световой микроскоп при делении клетки. Именно поэтому хромосомы как окрашивающиеся структуры  («хрома» - цвет по-гречески) были описаны еще в конце XIX века. читать дальше

Светлана Анатольевна Бурлак

Вопрос: Правы ли мы, являемся ли новаторами, а не провокаторами или рядовыми неучами, пусть рассудит время и квалифицированный читатель.

Светлана Бурлак: Самое главное в таком деле - уровень проработки материала. Вот если кто-то, например, решит сделать "Новую математику", начав с того, что "поскольку 2х2=5, то...", никто дальше читать не станет, потому что все знают, что 2х2=4. И большинство даже знает, что это не потому, что так решили косные "учОные", зажимающие всё новое, а потому, что если купить два пакетика по два пирожка в каждом, то пирожков в итоге будет четыре, а не пять. То есть, мир устроен в соответствии с некоторыми закономерностями, и учёные их постепенно выявляют. читать дальше