Эксперты отвечают

Интервью с Экспертами

27.04.2017Светлана Анатольевна Бурлак
Вопрос: Еще в пору изучения античной литературы в университете, я обратила внимание на то, что в гомеровском тексте очень странно используются цвета: «медное небо», «море цвета вина» и т.д. Раньше это списывали на то, что Гомер был слепым, но, по утверждению моего преподавателя, эта гипотеза несостоятельна, поскольку:
- с описанием иных подробностей все в порядке;
- поэма скорее всего продолжительное время бытовала в устной форме, прежде чем была записана, и если бы с цветами "напортачил" Гомер, современники его бы поправили в процессе пересказа;
- о жизни и личности Гомера ничего достоверно не известно, а изображение слепца может быть следствием традиции связывать мудрость или дар прорицания с каким-нибудь увечьем (примеры - Тиресий, Грайи).
03.03.2017Станислав Владимирович Дробышевский, Светлана Александровна Боринская, Александр Владимирович Марков, Булат Фаридович Хасанов
Den Den (письмо в Редакцию): Хотел бы задать три вопроса, возникшие после посещения Музея им. Дарвина в Москве: 1) Как ученые определяют принадлежность к хищникам или нехищникам первых существ на земле, следы которых остались только в окаменелостях (возможность определить по зубам, как я понимаю нет) ? и какие факторы эволиции способствовали появлению хищников или не хищников из простых одноклеточных? 2) Как я понял было два больших вымирания существ - а какова причина первого вымирания? (под вторым я понимаю вымирание динозавров). 3) Очень удивили предки текущих животных - а какие факторы послужили росту хобота у слона? Необходимость поливать себя в жаркую погоду и доставать пищу с деревьев? Заранее спасибо за ответы!
22.11.2016Станислав Владимирович Дробышевский, Константин Лесков, Светлана Анатольевна Бурлак, Олег Павлович Балановский
Денис: Здравствуйте, вроде бы сейчас достаточно общее место в лингвистике о том, что по совокупности признаков языки готтентотов и бушменов являются самыми древними. Всякие там щёлкающие и прочие звуки. Да и по данным генетики представители этих народов потомки самых древних линий. Как можно в связи с этим объяснить феномен языка амазонских индейцев пираханьа? Вот линк на свежий материал.
29.05.2017Юрий Евгеньевич Березкин
Ответы на вопросы к выступлению на форуме «Ученые против мифов – 3» (составитель — Вячеслав Антонов).
02.05.2017Александр Панчин
Вопрос читателя: В сериале «Фарго»  утверждается, что люди видят лучше всего зелёный цвет, так как эволюционно было выгодно замечать в траве хищников. Учитывая, что в этом же сериале была фраза «Когда люди ещё были гориллами», мы засомневались в теории про зелёный цвет.
01.05.2017Максим Лебедев
О том, что делают российские египтологи у подножия пирамид, о наследии древней цивилизации в современном Египте и проблеме разрушения памятников, о том, как целиком переносили скальные храмы Рамсеса II и о том, что полагалось в древности за кражу бронзового зубила, порталу АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ рассказал египтолог, к.и.н., ст. н. с. Института востоковедения РАН, спикер форума «Ученые против мифов - 4» Максим Лебедев.
24.04.2017Александр Владимирович Марков
Вопрос (Макс Chelsea): Как редакторы портала относятся к гипотезе «ген веры в Бога» и передачи этой самый веры (в виде склонности к мистицизму) генетически? Как относиться и к самому Хамеру - автору этой идеи? И вообще, когда же возникает религия и насколько верно утверждение что оная имманентна человеку?
20.03.2017Лев Самуилович Клейн
Известнейший российский археолог Лев Клейн написал две новые книги. Как не потерять вдохновение в работе над книгой? Когда случилось ограбление века? И что читать, если хочешь разбираться в археологии? Лев Самуилович отвечает на вопросы корреспондента АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ
22.12.2016Владимир Александрович Трифонов
У кого больше всего хромосом? Какие мутации, кроме синдрома Дауна, нам грозят? Возможно ли скрестить человека с обезьяной? И что произойдет с нашим геномом в будущем? Редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ поговорил о хромосомах с генетиком, зав. лаб. сравнительной геномики Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН Владимиром Трифоновым.
11.12.2016Лев Самуилович Клейн
О чём спросить знаменитого учёного? Мы решили поговорить с живым классиком археологии Львом Клейном о его жизни и творчестве. Получилось очень вдохновляющее интервью. Как учёный планирует свой день, как ему удается не погрязнуть в рутине, кого он считает главными отечественными лжеучёными и выбрал бы он свою профессию, будь снова подростком - читайте в материале АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.

Когда в 1817 г. с корабля спускали лошадь для короля Помаре, канаты лопнули, и ло­шадь упала в воду; туземцы [таитяне] немедленно спрыгнули за борт и своими криками и тщетными усилиями помочь животному чуть не утопили его. Но как только лошадь добралась до берега, все население бросилось бежать, стараясь спрятаться от этой «носящей человека свиньи», как они окрестили лошадь.

Чарлз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». Москва, ГИГЛ, 1953 г.,  с. 441.