Мир антропологии

Европа бежит от Америки: никаких сенсаций нет

История об открытии и признании тектоники плит выглядит как остросюжетный сериал, последний сезон которого ещё не вышел. Хотя предположения, что материки раньше располагались по-другому, выдвигались давно, самое интересное началось в начале XX  века, когда  молодой немецкий метеоролог, Альфред Вегенер, решил влезть не в своё дело. На это его сподвигла экспедиция в Гренландию: группа учёных должна была исследовать северный берег острова, после чего Вегенер заметил поразительные сходства береговых линий разных материков. В раздел «необъяснимое» в то время входило и сходство между ископаемыми видами живых существ, найденных в противоположных уголках мира. В 1911 году Вегенер узнал о том, что между Бразилией и Африкой некогда существовал сухопутный мост, и понял, что материки когда-то были едины, а теперь, соответственно, движутся.

Понял, но не смог это никому доказать.

Пангея.
							Источник: https://theaffirmationspot.files.
							wordpress.com
Пангея.
Источник: https://theaffirmationspot.files.
wordpress.com

Позиция современников Вегенера, дружно отрицавших его гипотезы, тоже вполне ясна. Да, очертания материков и сходства флоры и фауны довольно давно не давали учёным покоя, но мысль о том, что огромные участки суши куда-то движутся, была слишком революционной для науки того времени. Американский геолог Р.Т.Чемберлинг писал: «Если мы поверим в гипотезу Вегенера, то должны забыть всё, что узнали за последние 70 лет, и начать всё сначала». Учёные того времени не понимали, как и под действием чего материки вообще могут двигаться. Научные исследования начала XX века просто не могли дать на них ответа. Вегенер робко говорил о влиянии центробежной силы и притяжения Солнца и Луны, но этих сил явно не достаточно, чтобы сдвинуть материки. Неудивительно, что за отсутствием внятного объяснения теория не обрела союзников. Личность автора и история создания книги тоже не соответствовали представлениям о серьёзном учении: книга «Происхождение материков и океанов» была написана молодым человеком, не специалистом, в относительно короткие сроки. Другие учёные просили Вегенера впредь не в свои дела не лезть и постоянно обвиняли его в некомпетентности. Но он не собирался отказываться от своих гипотез и с завидным упорством собирал всё новые и новые данные, выпуская исправленные варианты книги, и даже обзавёлся последователями, которые помогали ему доказывать теорию.

Но ответ на, возможно, главный вопрос своей жизни: «Как материки могут двигаться?» он так и не услышал.

Альфред Вегенер умер в 1930 году, думая, что его теория полностью отвергнута научным сообществом, а уже в 40-х гг. появились гипотезы о потоках вещества внутри мантии, которые движутся из-за разницы в температуре между ядром Земли и её поверхностью. В 60-ые гг. изучение магнитного поля Земли добавило теории новых доказательств. Вегенер наконец получил признание.

Предполагаемое расположение континентов Пангеи Ультимы.
Предполагаемое расположение континентов Пангеи Ультимы.

В XXI веке учёные принимают общую концепцию тектоники плит и строят на её основе теории о будущем Земли. Исследователи считают, что существует так называемый «суперконтинентальный цикл» - промежуток времени между периодами, когда вся суша на планете образует единый континент. И такой суперконтинент образуется примерно каждые 600 млн лет. Современная наука насчитывает восемь таких образований, начиная с Ваальбары, образовавшейся около 3,6 млрд лет назад, и заканчивая хорошо известной Пангеей, существовавшей около 300 — 180 млн лет назад (именно о ней писал Вегенер). Исходя из теории, можно предположить, что новый суперконтинент следует ждать примерно через 250 — 400 млн лет. Рабочее название гипотетического континента — «Пангея Ультима» или «Последняя Пангея». Если прочитать его описание, то становится понятным, почему было выбрано столь пессимистичное наименование. «Пангея Ультима» будет на 90% покрыта пустынями, образуется несколько гигантских горных цепей, Британские острова окажутся в районе Северного Полюса, а Сибирь переместится в субтропики. Кроме того, исчезнут всеми любимые Средиземное море и Атлантический океан. Подробнее о том, что Землю предположительно ожидает в далёком будущем, можно прочитать на сайте доктора Кристофера Скотезе, геолога из Техасского университета.

Но, разумеется, не все исследователи согласны с теорией, выдвинутой доктором Скотезе. Помимо неё существует ещё, как минимум, два видения суперконтинента будущего. Один из них — Амазия — будет иметь центр на Северном полюсе. Сильная сторона этой теории, выдвинутой Россом Миттчелом из Йельского университета, в том, что она повторяет закономерности расположения других суперконтинентов относительно друг друга. Пангея располагалась под углом 90 градусов по отношению к предшествовавшей ей Родинии, а последняя — под углом 90 градусов к Нуне. Амазия же будет располагаться ровно под тем же самым углом по отношению к Пангее.

Третий вариант носит название Новопангеи. Он был предложен учёными Кембриджского университета еще в 90-х гг., а в 2003 году о Новопангее был снят научно-популярный фильм «Дикий мир будущего».

Юлия Попова

Мы можем представить себе мир, населенный только бактериями, но нельзя представить его заселанным только позвоночными или, скажем, только деревьями.

Гробстайн К. Стратегия жизни. М.: Мир, 1968, с. 132.