Каталог
находок

Монтадье

Источник: Mann A.E. et Vandermeersch B. An adolescent female neandertal mandible from Montgaudier Cave, Charente, France // A.J.Ph.A., 1997, V.103, №4, pp.512-513.
Montgaudier
1974
Дюпорт Л.
Конец среднего – начало верхнего плейстоцена, нижний вюрм или рисс-вюрм

Передняя часть, район симфизаСоединение костей посредством хряща. Симфиз нижней челюсти (подбородочный симфиз) соединяет правую и левую половины челюсти; соответствует подбородку. тела нижней челюсти с левыми I2, C1, M1. Ребёнок женского пола 12,5-14,5 лет.

Размеры симфиза меньше, чем у более молодого Хортус 2 и 3 и других европейских неандертальцев, Ирхуд 3, Кафзех 11 и современных детей. Нет подбородочного выступа, симфиз прямой или слегка наклонён назад. Верхняя часть внутренней поверхности симфиза не скошена (как у Крапины E, отличается от Эрингсдорф 7). Двубрюшные ямки сильные на нижней стороне симфиза (сильнее, чем у Крапины E); ориентированы вниз, овальные.

Подбородочные отверстия множественные.

Тело нижней челюсти очень маленькое, меньше более молодых Тешик-Таша и Крапины C; как у современных детей 12-18+ лет. Тело относительно очень узкое и высокое, индекс массивности меньше, чем у других неандертальских детей.

Зубы с поперечной складчатостью. I2 маленький: длина и ширина почти самые маленькие среди неандертальских детей (у Кафзех 11 меньше). C: Длина и ширина меньше средней для неандертальских детей. M1 мезотавродонтный.

По данным Бауманна, работавшего с динамометром, взрослая самка шимпанзе сильнее хорошо развитого юноши в среднем в 3,6 раза, а взрослый самец - в 4,4 раза. Как сооб­щает Ворден, самец шимпанзе, весящий 54 кг, выжал на ди­намометре 330 кгРазгневанная самка выжала обеими руками 504 кг. Из сотни исследованных студентов только один, обла­давший атлетическим телосложением, сумел обеими руками выжать на динамометре 200 кг.

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 48.