English Deutsch
Новости
Эксперты отвечают

Берингов пролив и сейчас проходим, мешают лишь пограничники

Ответы на вопросы к выступлению на форуме «Ученые против мифов – 3» (составитель — Вячеслав Антонов).

Имя (ник): Екатерина Леванова.

Сайт: социальная сеть «В контакте» (сообщество «ANTROPOGENEZ.RU»).

Исходный текст вопроса: ссылка.

Текст вопроса зрителя:

«Шикарный доклад, но при всем уважении возникает вопрос а не могут ли быть все эти параллели быть простым совпадением. Птицы это священный образ для большинства древних культур (включая славян). Лаконичная стилизация фигурок и статуэток вообще присуща всем культурам неолита. Треножник конечно впечатляет, но символ засеянного поля например задолго до трипольской культуры встречается у культуры Яншао и это не заимствование а следствие почитания культа земледелия в обоих культурах. Все же все мы люди и способы мышления у нас во многом схожи.»

Ответ:

Спасибо за вопрос. Нет, триполье и яншао тут ни при чем, как и стилизация фигурок или треножник. Я бы разъяснил это в выступлении, но времени уж очень было мало. Речь идет только о строго определенном иконографическом клише, личине монстра. На западе Евразии ее нет в принципе, а то, что есть (Горгона, Хумбаба, египетский Бес) с высокой вероятностью имеет в конечном итоге (через окунево) восточноазиатское происхождение. И личина не сама по себе, эта иконография, скорее всего, связана с определенным типом обществ, основанных на институционном разделении полов, в западной Евразии ничего такого нет и, скорее всего, никогда не было. Опять же птицы. Речь не о птицах, а о птицеподобном существе с личиной на животе. Это очень специфический образ. Причем он прямо с личиной монстра не коррелирует, это другая история. Про монстра могу вам прислать в pdf нашу книгу про заселение Америки. Про отщепы читать не надо, а про нарративы и иконографию можете посмотреть. Но только если вы действительно этим интересуетесь.

Источник вопроса зрителя:

Имя (ник): Лилия Воробьева.

Сайт: социальная сеть «В контакте» (сообщество «ANTROPOGENEZ.RU»).

Исходный текст вопроса: ссылка.

Текст вопроса зрителя:

«Ничего не понимаю! Один докладчик рассказывает об охотниках на мамонтов, живших на севере Восточной Азии 45 тыс лет назад, которые могли в отдельные периоды времени перейти через Берингов пролив в Америку, а другой докладчик рассказывает, что есть большое сходство между центрально-американскими (майя и др.) и восточными культурами (китай и др.). И что, получается, люди пришли в Америку 45 тыс. лет назад, а искусство, схожее с древнекитайским, было 2- 5 тыс лет назад. Как это может быть? Что, Берингов пролив все время проходим?» 

Ответ:

Проблема в том, что за полчаса невозможно рассказать о том, на что требуется хотя бы три-четыре часа. Первые люди прошли в Америку где-то 17 тыс. лет назад, принеся туда ту культуру, которая была у них в Восточной Азии. Эта культура включала, по-видимому, институциональное разделение полов (когда мужчины владеют неким «тайным знанием», а женщина, случайно увидевшая священную флейту, подвергается суровому наказанию – так было в Амазонии, на Огненной Земле и в Меланезии) и связанную с соответствующими ритуалами иконографию, основанную на личине монстра с набором специфических черт. Эти люди обогнули ледник на юге Аляски на лодках, а дальше пошли по берегу. Когда проход по долинам Юкона и Маккензи протаял (12,000 л.н.), поток мигрантов направился также из континентальной Сибири с выходом на Великие Равнины. Эти и более поздние мигранты (вплоть до первых носителей культур эскимосского типа IV тыс. до н.э., хотя не факт, что они говорили на прото-эскимосском языке) принесли в Новый Свет другую культуры – никаких личин и запугивания женщин. Дальше севера и запада Северной Америки они в массе своей не пошли. У их шаманов, вероятно, уже был бубен, а у первых мигрантов – погремушка, как в Южной Америке и в Юго-Восточной Азии. Насчет Берингова пролива. Он и сейчас вполне проходим, мешают лишь пограничники. Миграции в Новый Свет прекратились не из-за образования пролива ок. 10,000 лет назад, а потому, что Америка оказалась насыщена людьми – попробуйте суньтесь на чужую территорию.


Учёные против мифов - 11. Москва, МИСиС, 19 октября

Интересно

Когда в 1817 г. с корабля спускали лошадь для короля Помаре, канаты лопнули, и ло­шадь упала в воду; туземцы [таитяне] немедленно спрыгнули за борт и своими криками и тщетными усилиями помочь животному чуть не утопили его. Но как только лошадь добралась до берега, все население бросилось бежать, стараясь спрятаться от этой «носящей человека свиньи», как они окрестили лошадь.

Чарлз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». Москва, ГИГЛ, 1953 г.,  с. 441.

Catalog gominid Antropogenez.RU