English Deutsch
Новости
Эксперты отвечают

О проектной документации египетских пирамид

У нас не так много свидетельств, но они есть. «Проектной документации», технологических записей или изображений почти не сохранилось, но надо учитывать, что это были не те документы, которые нужно было регулярно воспроизводить и сохранять. Даже религиозные тексты, которые были крайне важны для формулирования мировоззренческих основ, почти до нас не дошли.Тысячи лет как-никак! Вот Вам такой пример. Важнейший религиозный текст, так называемый «Мемфисский теологический трактат», сначала в последний момент спас с ветхого папируса один из нубийских царей по имени Шабака, приказав перенести текст на камень, а затем этот каменный блок был превращён то ли в подставку, то ли в межевой столб и чуть было окончательно не погиб. Плита с ещё одним важнейшим текстом, так называемыми «Саккарскими анналами», была в древности отполирована и превращена в крышку для саркофага. Текст на ней долгое время считался потерянным. Что уж говорить о "проектной документации" под конкретные памятники, которая становилась не нужна после окончания строительства? Вот был такой начальник рабочих Мерер, который подробно день за днём записывал в свой журнал, как он перевозил блоки для облицовки пирамиды Хуфу из каменоломен Туры к строительной площадке в Гизе. Записывал все пункты остановки, записывал выдачи, которые полагались его рабочим. А когда строительство закончилось, он просто это всё дело выкинул. Не нужно больше было. Мы совершенно случайно эти записи нашли.

Но пирамиды не одиноки: у нас нет подобных источников ни о строительстве амфитеатра Флавиев (Колизея), ни на Софию Киевскую, ни на Золотые ворота. 

Что мы имеем от Египта? У нас есть многочисленные строительные отметки, у нас есть линии, по которым выравнивались поверхности и выстраивались стены, у нас есть дошедшие инструменты, включая отвесы и уровни, у нас есть планы царских гробниц Нового царства, у нас есть задачи по расчёту усечённых пирамид или количества материалов, необходимых для возведения пандусов. Многого, вероятно, египтяне просчитать не могли, но на помощь тогда, возможно, приходили эксперимент и опыт. Можно предположить, что существовали уменьшенные модели будущих сооружений, на которых египтяне постигали основы сопромата и геометрии устойчивых построек. И тяжелого опыта им было тоже не занимать: сколько было строительных катастроф на пути к пирамидам Гизы! Будьте чуть-чуть менее требовательны к источникам от 3 тыс. до н.э., их не так много. Они создавались людьми, которые едва научились письменно формулировать свои мысли и составлять из них глагольные предложения. Они создавались в узком кругу грамотной элиты, где до определённого момента все друг друга знали и даже, вероятно, были родственниками. Это было совсем другое общество, которое ещё не создало ни обширного административного аппарата, ни гигантского документооборота, как у нас сегодня. По поводу измерений и нивелирования есть сравнительно недавно вышедшая книга Мартина Ислера. У египтологов не всегда есть ответ на вопрос о том, как именно действовали египтяне, решая ту или иную задачу в каждом конкретном случае. Но у египтологов, как правило, есть ответ на вопрос о том, как египтяне могли бы решить соответствующие задачи, имея в распоряжении доступные им средства. Именно об этом, в частности, и эта книга.


Интересно

«Развращение нравов дошло до того, что глуповцы посягнули проникнуть в тайну построения миров и открыто рукоплескали учителю каллигра­фии, который, выйдя из пределов своей специальности, про­поведовал с кафедры, что мир не мог быть сотворён в шесть дней. Убогие очень основательно рассчитали, что если это мнение утвердится, то вместе с тем разом рухнет всё глуповское миросозерцание вообще. Все части этого миросозерцания так крепко цеплялись друг за друга, что невозможно было потревожить одну, чтобы не разрушить всего остального. Не вопрос о порядке сотворения мира тут важен, а то, что вместе с этим вопросом могло вторгнуться в жизнь какое-то совсем новое начало, которое, наверное, должно было испортить всю кашу. Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская жизнь поражала их своею цельностью, и спра­ведливо приписывают это счастливому отсутствию духа ис­следования».

Салтыков-Щедрин М.Е., История одного города. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU