English Deutsch
Новости
Эксперты отвечают

Зачем гориллам показывали гориллье порно...

Майя (письмо в Редакцию): Меня волнует следующий вопрос, касающийся размножения. Насколько я понимаю, на данном этапе развития человека это вопрос социального навыка. Как показывает практика (жаль, сейчас не могу найти эти эксперименты), без знания (именно знания, переданного) техники полового акта зачатие маловероятно. женщины не знают сами о существовании у них определенных органов, пока им об этом не сообщают. каким образом человек тогда так заселил планету? или ранее это все же было инстинктом? или сам посыл неверен (но в этом сомневаюсь)? спасибо большое!

М.Л. Бутовская: Идея о том, что люди не знают, откуда берутся дети и как происходит зачатие, появляется в антропологических текстах. Но это, скорее миф, чем правда. Люди в доиндустриальных обществах (будь-то охотники-собиратели, земледельцы или скотоводы), отлично знали как половой акт происходит. Прежде всего потому, что наблюдали за животными (дикими и домашними). Если стоять на позиции уважаемой читательницы, то и животные не могли бы размножаться, так как они не знают о наличии  у них оных органов. Знания, подобные этим, передаются разными путями - от взрослых к детям, от старших детей к младшим. Наконец, дети и подростки могут просто экспериментировать в процессе сексуальной игры. В традиционных обществах по мере взросления мальчикам и девочкам проводят ликбез на сексуальные темы, скорее, для того, чтобы девочки не забеременели до брака, а не по причине того, что они (девочки) не знают как осуществлять половые контакты.

С.В. Дробышевский: Действительно, размножение - это вопрос социального навыка, врождённого у человека в этом отношении немного. Но это не мешает людям размножаться. На самом деле, у горилл и шимпанзе всё как у людей - они не знают, как размножаться, если этого никогда не видели. Потому регулярно в зоопарках живут обезьяны, которые не умеют размножаться. В каком-то зоопарке даже показывали гориллам гориллье порно, чтобы они научились делать всё как надо. А в природе у них проблем нет, так как живут они группами. Это ведь касается не только размножения. Человек и жилища делать не умеет врождённо (как и обезьяны, опять же), и орудия (тоже как обезьяны), но жить без них не получается. Многие птицы не умеют петь врождённо, им надо учиться у старших товарищей. Причём есть такие, у которых всё врождённо (кукушка и петух), некоторые имеют врождённую "модель" песни, но детали - "акцент" или "диалект" должен быть усвоен (зяблик), а есть такие, которые должны услышать песню, иначе вообще немые будут (канарейки). Но ведь поют же таки и обычно то, что надо. Ибо учатся. Вот и люди не вымирают.

Иван Шмаков (письмо в Редакцию): Скажу сразу я не профессионал в области антропологии, просто кое-где что-то прочел, кое-где что-то отметил для себя. В общем тема кажется звучит глупо, то позвольте изложить свой ход мыслей, а с вашей стороны с нетерпением жду критики.

Так вот, в школе я узнал об отличиях психологического развития человека и животных. В книжке видел график, говорящий о том, что способности к обучению у человека и у животных отличаются в следующих зависимостях. Животное и человек обладают одинаковой обучаемостью до периода полового созревания (у человека и животных эти периоды конечно отличаются по времени), но дальше происходит различие - у животных эта способность крайне быстро затухает в период полового созревания, а у человека продолжает развиваться и дальше плавно идет на спад после 25-30 лет... Т.е. в каком-то смысле человек остается "ребенком" с точки зрения животного мира. Животные пройдя период полового созревания покидают своих родителей, забывают их, а человек всю жизнь сохраняет инстинкт тяги к родителям. Но так как человек не вечен, а до недавнего времени и продолжительность жизни человека была не высока, то родителям свойственно умирать еще при жизни человека. Не является ли религиозность такой вот сублимацией - заменой родителей - ОТЕЦ небесный, МАТЬ и т д... таким вот психологическим механизмом защиты от "не отключенного" инстинкта.

Теперь по поводу молока. Так же насколько мне известно по животным (по крайней мере по домашним), животные после периода полового созревания теряют способность усваивать молоко, в то время как человек обычно сохраняет эту способность. 

Одновременно с этим я знаю, что у большинства людей азиатского региона имеется аллергия на молоко, при этом я знаю, что среди жителей азиатского региона более распространено верование не в персонализированных отцов и мать создателей мира, а в духов... Тот же буддизм не религия в строгом понимании, а духовное учение...

Складывая все это у меня возникает вопрос - не является ли причиной возникновения верований в персонализированных богов - мутация тесно связанная с возможностью усваивать молоко и одновременно сохранять способность к обучению как можно дольше - оставаясь таким вот ребенком... что привело к сохранению инстинкта к родителям со стороны человека сублимировавшего это в персонализированных богов, ибо насколько я понимаю лестницу гаплогрупп - азиатские расы более ближе к первоначальному предку, чем европейские, где и возникла в первую очередь вера в персонализированных богов.

С. В. Дробышевский: Здравствуйте, Ваша идея весьма смелая, но вряд ли основательная. Первая часть, как кажется, имеет некоторую доказательность, ибо и впрямь "Отец" и "Мать" - постоянные эпитеты для божеств. Только возникновение религий не может сводиться к таким простым вещам, как в Вашем изложении. Уж слишком разнообразны религии, и слишком много этот вопрос изучался, чтобы можно было всё свести к одному знаменателю. Кроме прочего, "инстинкт тяги к родителям" - штука науке неведомая и не факт, что существующая.

Вторая же, "молочная" часть гипотезы выглядит уж очень натянутой. Вот Вам другой вариант: у монголоидов есть эпикантус и плохо растёт борода с усами, а эпикантус встречается у детей европеоидов и они взрослые - бородаты, стало быть - монголоиды имеют во взрослом состоянии детские признаки, стало быть они продвинутее по неотенической шкале, поэтому им присуща тяга к играм, посему китайцы, изобретя порох, использовали его для запуска петард и построили самую бессмысленную из всех стен мира - как дети, кирипичики любили складывать. Таким образом, эпикантус и отсутсвие бороды связаны с запусканием петард и строительством бессмысленных стен. Логично?

Если же серьёзно, поиск "детских" и "взрослых" признаков у разных рас не имеет смысла, это было показано ещё в первой половине XX века. У тех же монголоидов лицо высокое и волосы с глазами чёрные - "взрослые" признаки, а у европейцев волосы и глаза светлые - "детские", а у негров нос слабо выступает и вогнутый и лоб выпуклый - "детский". С надбровьем можно так играться, с пропорциями и много с чем ещё. А смысла в этом особого нет. И уж тем более странно привязывать к таким случайным признакам создание религиозных и философских систем.

Дмитрий Шабанов (Facebook): Можно ли спросить у Вас и Ваших коллег: существует ли сравнительный анализ жизнеспособности и плодовитости гибридов представителей разных рас? Понимаю, что вопрос "скользкий", и политкорректная наука будет его избегать. Надеюсь, Вы понимаете, что я спрашиваю как человек, занимающийся гибридизаций... ...(а не как национально или расово озабоченный)...

С.В.Дробышевский: Такие исследования проводились и неоднократно. Все они свелись к тому, что плодовитость от метисности никак не зависит. Например, вся Южная Америка плодится и ничуть не страдает. С жизнеспособностью много разного доказывали. Сначала долго и упорно - что она у метисов резко падает, потом - что ничего не меняется, потом опять - падает, но уже слегка. Правда, видимо, в том, что жизнеспособность в целом никак не меняется, но могут теряться какие-то конкретные адаптации. Например, метис негра и европейца будет чуть меньше адаптирован к Африке, чем негр, и чуть меньше к Европе, чем европеец, зато больше к Африке, чем европеец, и больше к Европе, чем негр. Это улучшение или ухудшение адаптированности? А есть Средиземноморье, где он будет адаптирован лучше обоих родителей. Эти вещи вроде никак не меняются от конкретных рас родителей. А в современных цивилизованных условиях оценить адаптированность вообще крайне проблематично, ибо всё снивелировано медициной, кондиционерами и обеспеченностью едой. Единственно, что бывает - это изменение выраженности гетерозиса. Его эффект максимален, когда расы родителей не слишком различны; если же они очень далеки, то гетерозис слаб или даже не проявляется вовсе.

Классика межрасовых смешений: происхождение южносибирской расы (Казахстан и Киргизия), реоботийские бастарды (европейцы и готтентоты в Южной Африке), население Питкэрна и Норфолка (потомки мятежников с Баунти и таитянок; не так давно их изучили генетически), нео-гавайцы (помесь гавайцев, разных европейцев, японцев и прочих), японо-негритянские метисы (потомки американских солдат и японок после II Мировой войны, их японцы изучали), казахско-русские и бурятско-русские метисы (их изучали в советское время). Наконец, почти всё население Мексики или прибрежных районов Перу, почти все современные австралийские аборигены и североамериканские индейцы метисированы. А много ли, скажем, современных якутов, у которых не было бы в генеалогии ни одного европеоида?

Единственная реальная проблема, которая бывает у межрасовых метисов - это социальные сложности при общении с "чистокровными". Бывает так, что такие метисы не принимаются ни одной, ни другой стороной и выселяются отдельно. Примеры тому были в Казахстане (деревня русских, деревня казахов и деревня метисов; было такое давно, не знаю, как сейчас обстоит) и в Южной Африке, где "цветные" - это фактически этническое название. Но такие сложности, ясно, обусловлены не генами, а предрассудками родителей и к биологии отношения не имеют.


Вопросы Экспертам можно задать на форуме paleo.ru, в Соц. сетях (см. ниже) или прислать в Редакцию


Интересно

- И тебя самого бог произвел, - говорил поп.
- Неправда! - сказал Оська. - Меня мама!
- А маму кто?
- Ее мама, бабушка!
- А самую первую маму?
- Сама вышла, - сказал Оська, с которым мы уже читали "Первую естественную историю", - понемножку из обезьянки.
- Уф! - сказал вспотевший поп. - Безобразие, беззаконное воспитание, разврат младенчества!
И он ушел, пыля рясой.

Лев Кассиль. Кондуит и Швамбрания

Catalog gominid Antropogenez.RU