English Deutsch
Новости
Эксперты отвечают

Предутренний восход и эротический папирус

О мистическом мышлении египтян, эротическом папирусе и «отце ужаса» порталу АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ рассказал кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН, член Международной ассоциации египтологов Роман Орехов.

Большой сфинкс и пирамида Хеопса
					Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Большой_сфинкс
Большой сфинкс и пирамида Хеопса
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Большой_сфинкс

- Миф о том, что «египтяне не строили пирамид», всем уже изрядно надоел. А сторонники альтернативных теорий придумывают какие-то новые истории, или паразитируют на старых?

- Со временем альтернативные теории не претерпевают никаких изменений - меняются лишь лозунги. А суть главного мифа заключается в следующем: египтяне не были творцами своей культуры - они лишь пришли на все готовое. Самый известный миф - это миф об Атлантиде, сторонники которого существовали еще в советское время. Они считали, что египетская цивилизация - это наследница цивилизации атлантов. Платон подлил масла в огонь, рассказав свой миф об Атлантиде. А что такое миф? Это попытка создать модель идеального государства. Поэтому Платон очень подробно описывал Атлантиду как некий изолированный остров с уникальным общественным устройством, который в определенный момент опустился под воду, а его жители переселились на основной материк - в частности, в Египет. И именно атланты оставили огромные строительные комплексы, которые египтяне увидели, восхитились. Любители такого рода мифов говорят, что до египтян существовала какая-то працивилизация, которая и является творцом пирамид.

- Как смотрят на эти мифы ученые?

- Ученые смотрят на это иначе, потому что они отталкиваются от фактов. Если бы у нас была информация, что страной правили атланты, мы бы эту теорию рассматривали.

- Какое мракобесное заявление, связанное с египтологией, вы бы назвали самым смешным?

- Я читал книжку, в которой говорилось, что пирамиды - это могилы древнеримских Цезарей! А вообще - очень много существует таких непонятных теорий. В частности, достаточно живуча бетонная теория. Она связана с тем, что один французский химик обнаружил под микроскопом в одном из блоков пирамиды человеческий волос - и не мог понять, как он там оказался. Химик посчитал, что волос проник тогда, когда строились пирамиды. И известняк - это не известняк, а прообраз бетона. Но дело в том, что данный сорт известняка очень пористый, скажем так, содержит пустотные включения и по структуре ближе всего к ракушечнику. Под действием влаги и давления верхних слоев известняк частично растворяется и спрессовывается. Поэтому волос мог действительно оказаться в структуре камня, но с бетоном это никак не связано. Бетон использовала другая цивилизация - римская. Потому что Италия - страна вулканов, для производства бетона у них были все необходимые компоненты, например, пуццоланы, которые добавлялись в известь, а также лавовый щебень.

А у египтян были известняк, гранит, диорит, базальт, кварцит и много чего еще. Египет - это каменная цивилизация.

- Существует мнение, что пирамида символизирует женское начало. Это действительно так?

- Да. Дело в том, что египетское сознание ближе всего к африканскому. Это связано не только с мышлением, это связано и с языком. Мы - европейцы, наше мышление строится на аристотелевской логике. Мы знаем, что а - это а, b - b, с - с. А египтянин полагал, что а может быть и а, и b, и с. Поэтому одно явление могло трактоваться с разных точек зрения. Например, египтяне считали, что небо - это женщина, а еще считали, что небо - это корова. А земля - это мужское начало. И земля с небом находятся в постоянном совокуплении. Это мышление не рационального человека. Это мистическое мышление. Читая древние тексты, мы часто не понимаем, о чем хотел сказать египтянин. Поэтому, изучая египтян, мы часто обращаемся к африканцам.

- Но давайте вернемся к пирамидам...

- Пирамида - это женское начало, утроба, содержащая в себе зародыш. Но при этом пирамида может означать и фаллический, мужской модус. Например, пирамида - это лестница, пьедестал или холм, устремленный ввысь. Пирамида не только сохраняет, но и возносит, укрепляет, дает новую жизнь. Оживляет и укрепляет умершего царя и, вместе с ним, все мироздание. И тут вновь прослеживается оппозиция «мужское-женское». А вообще в древнеегипетской иероглифике существует огромное количество слов для обозначения мужского и женского половых органов. Такое изобилие говорит о том, что египтяне их обожествляли. Это может шокировать христианина, но для египтян все было естественно и логично. Как и присутствие в их пантеоне бога-демиурга, который совокуплялся с собственной рукой - то есть, занимался актом мастурбации. Но, кстати, эта рука одновременно являлась и богиней.

- Можете привести еще какие-то примеры, доказывающие, что мышление египтян - именно мистическое?

- Возьмем древнеегипетскую «дочь» бога Солнца. Кто она такая? Мы можем звать ее Мут – мать (даже смерть!). Но она может быть и сестрой, женой этого бога Солнца. Они находятся в очень непонятных отношениях! Сначала она рождает его как мать.

Потом бог Солнца вырастает - и становится ее братом, а одновременно и мужем. Кроме того, он сам может ее родить.

И необычность этих семейных отношений любого человека вводит в шок. Были в шоке и греки, которые первыми начали изучать египетскую культуру.

- А каково было отношение к женщинам в Древнем Египте?

- Женщины играли важнейшую роль в государстве и обществе. Во всех отношениях они были равны мужчинам. Сейчас Египет - мусульманская страна, и женщины в ней отходят на второй план, потому что они считаются дополнением к мужчинам. У древних египтян этого не было, хотя на многих рельефах мы видим изображение высокого сановника, за ногу которого держится маленькая фигурка - его жена.

- Это не говорит об унижении женщины?

- Совсем нет: таким образом говорится о социальном статусе мужчины, о том, что он главный не в семье, а в общественной иерархии. Поэтому все цари и важные сановники изображали себя рослыми и мощными. Хотя приверженцы альтернативной истории это по-другому воспринимают.

- Как?

- Они считают, что одной из эпох Древнего Египта была эпоха гигантов.

- Известный египтолог Барбара Мертц писала, что ни одна альтернативная история не сравнится с тем, что узнают ученые о древних любителях сфинксов. Вы можете рассказать что-нибудь такое о древних египтянах, после чего любой неспециалист скажет: «Вау! Какими же они были крутыми!»?

- В свое время французы занимались исследованием внутренних пустотных неоднородностей в пирамиде Хеопса. Они обнаружили, что пирамиды можно построить путем внутреннего пандуса - то есть внутри пирамиды, по их мысли, есть технологическая пустота, которая опоясывает всю пирамиду по спирали - таким образом блоки выкладывались изнутри наружу. Конечно, пустот внутри пирамиды нет - иначе она просто обвалится. Но сам факт, что в пирамиде мог находиться какой-то пандус, для меня очень интересен. Теперь скажем пару слов и о Сфинксе. Могу поделиться с вами совсем новой информацией о наших исследованиях. Мы с моим коллегой пришли к выводу, что знаменитый Сфинкс Гизы мог быть ориентирован в начале III тыс. до н.э. на гелиакический восход Плеяд.

- Можете пояснить, что такое гелиакический восход Плеяд?

- Это буквально предутренний восход. Рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца восходит над линией горизонта, а через тридцать минут в этом месте появляется солнечный диск и поглощает видимость Плеяд.  Так вот - что, скажете, особенного в том, что Сфинкс был на него ориентирован? Дело в том, что в своем восхождении Плеяды символизировали для египтян «огненную сикомору богини Хатхор», а эта странная сикомора олицетворяла собой «страх и ужас». А теперь вспомните, как назывался Сфинкс в средневековых источниках – «отец ужаса»! Поэтому слова Барбары Мертц в чем-то справедливы.

- Кстати, та же Мертц говорила, что египтяне так всем нравятся, потому что они были «довольно симпатичными людьми», не являлись такими же хладнокровными, как ассирийцы и ацтеки. А как вы думаете, почему этот народ так популярен в современном обществе?

- Египтяне были абсолютно разными - а вовсе не такими, какими их рисует Барбара Мертц. Про людей эпохи пирамид можно сказать, что они были предельно собранными и предельно целеустремленными - словно в соответствии с буддистским каноном.

- Получается, древние египтяне были совершенно не похожи на нас?

- Ну почему же! После того как завершилась эпоха пирамид, пришла пора активной внешней политики, начались завоевания. Египет стал стремительно богатеть. Например, в Новом царстве стали больше уделять времени моде, досугу, люди стали изображаться более раскрепощенными, с улыбками на лицах. Египтяне начали писать любовные стихи, которые строятся на принципах символики, был написан знаменитый эротический папирус. Это говорит о том, что у египтян той эпохи появилось больше свободы, больше возможностей себя реализовать. Этим они и близки нам. Кроме того, египтяне, как и мы, задумывались о духе, о душе.

- Вы говорили, что в Древнем Египте не было рабства в классическом смысле этого слова…

- Применительно к Древнему Египту, более правомерно говорить о сословном делении, нежели о классовом антагонизме. Ведь классическая теория рабства исходит из того, что рабы – это те, кто принудительно работают на рабовладельцев и создают для них прибавочный продукт. В этом смысле Египет - не страна рабства. Например, сословие феллахов работает на земле, жрецы отправляют культы богов и царственных предков, сословие писцов ведает учетом продуктов, снаряжения и так далее. Затем каждый передает знание своего ремесла по наследству. Это знание закрепляется в рамках семьи и становится способом существования и выживания. И у феллахов, и у жрецов есть свои начальники, которые также отчитываются перед теми, кто стоит выше них в иерархической структуре государства. Но, главное, что у человека простого происхождения появляется возможность двигаться по ступеням иерархической лестницы. Чем больше его усердие, тем выше шансы, что он займет важный пост или в провинциальной, или даже в царской администрации. Поэтому в отношении Египта правомернее будет говорить об административно-командной системе, доведенной до определенного совершенства. Стоит добавить и то, что в древнеегипетском лексиконе не было слова для обозначения раба в классическом понимании этого слова.

Рабами, то есть хему, были все – от рядового жреца до знатного вельможи.

Например, слово хем-нечер, обозначало жреца, буквально «раб божий». Им мог быть простой служитель и знатный вельможа. Даже к царю обращались «Его величество», а ведь это тот же  иероглифический знак - хем. Как видите, даже царь по отношению к божеству может выступать как слуга и раб. Вот такие парадоксы.

- Сейчас многие специалисты жалуются, что в школах плохо преподают историю Древнего Египта...

- Скорее, историю Древнего мира! А вообще, любой египтолог считает, что в школе плохо преподают историю Египта, а любой специалист по Древнему Риму думает, что ученики совершенно не знают историю античности. Недавно вот слышал от астронома, что в школах плохо преподают астрономию...

- В некоторых школах астрономии вообще нет!

- О, даже так! Вообще я считаю, что необходимо ученику дать самые первичные навыки по истории. Даже не концентрировать внимание, может быть, на Египте, а показать, как именно развивалась наша цивилизация - для того, чтобы ученик мог понять себя в этом процессе. Ведь школьники думают, что Древний Египет - это то, что очень далеко от него. А задача историков состоит в том, чтобы показать: Египет гораздо ближе к нам, чем мы думаем. Например, египетское иероглифическое письмо (так называемый египетский одноконсонантный силлабарий) заложило основы западно-семитскому силлабическому письму, которое породило греческий алфавит. Вспомните о брате Европы Кадме, которого греки считали родоначальником алфавита.  А ведь Кадм был финикийцем. А на базе греческого алфавита уже возникла наша кириллица. То есть мы являемся наследниками Египта. Именно это нужно показывать на пальцах школьникам. И ученики поймут, что Древний Египет - то, что близко нам.


Беседовала Екатерина Шутова

 


Интересно

Известно, что антропоиды, в особенности шимпанзе, практически по всем морфофункциональным показателям сходны с человеком. Есть основание считать, что и грудное молоко шимпанзе имеет близкий состав по физико-химическим свойствам, нежности комочков при свертывании, степени кислотности, буферности, особенностям солевого и ферментативного состава и наличия антител, витаминов, гормонов и другим показателям к женскому молоку. Именно этим можно объяснить тот факт, что при отсутствии молока у самки шимпанзе есть возможность вскармливать новорожденного детеныша женским молоком.

Кузнецова Т.Г. и др. Шимпанзе: онтогенетическое и интеллектуальное развитие в условиях лабораторного содержания. СПб.: Политехника, 2006. с. 49.

Catalog gominid Antropogenez.RU