English Deutsch
Новости
Эксперты отвечают

Северный Кавказ - «колыбель бронзового века»

Из-за чего случился бронзовый коллапс, как исчезла знаменитая майкопская культура, в чём заблуждаются сторонники «новой хронологии» и какие байки живут среди археологов, порталу АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ рассказал Александр Скаков - кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела бронзового века Института археологии РАН.

- Наверняка многие неспециалисты считают, что бронзовый век характеризуется исключительно широким распространением бронзы. А что на самом деле должен знать о бронзовом веке любой образованный человек?

- Бронза как материал широко распространилась еще в эпоху энеолита, перехода от каменного века (неолита) к бронзовому веку. Энеолит занял, например, на Южном Кавказе, около двух тысячелетий, в интервале примерно от первой половины VI до первой половины и середины IV тыс. до н.э. Тогда же на широкой территории распространяются земледелие и скотоводство, которые и по сей день являются основой существования человечества.

Самое главное для бронзового века (первая половина IV – II тыс. до н.э.) – это формирование первых цивилизаций, если и не на территории нашей страны, то рядом с ней. Именно с цивилизациями можно сравнить знаменитые майкопскую и кобанскую культуры Кавказа, синташтинскую культуру Южного Зауралья (хорошо «раскрученный» Аркаим и колесничные погребения), сейминско-турбинский межкультурный феномен, который распространился от Финляндии и Среднего Поволжья до Байкала и Монголии. Цивилизации – это первые государства, города, храмы, письменность.

У нас, на той периферии мира древних цивилизаций, протянувшегося от Китая до Балкан и Средиземноморья, которая была, тем не менее, его неотъемлемой частью, самое важное - это появление вождества, богатейших погребений, святилищ, развитой мифологии и элементов письменности. Великому Шелковому пути между Китаем и Европой предшествовал Великий нефритовый путь эпохи бронзы. Колыбелью металлургии меди были Анатолия, Кавказ и Иран. Но, например, олово (именно оловянистая медь во II тыс. до н.э. сменила мышьяковистую) поступало туда из каких-то других, соседних регионов. Об этом спорят, это могла быть Центральная Азия (нынешние Казахстан, Узбекистан, Таджикистан), Западная Европа (Британские острова, нынешние Испания, Бретань во Франции и Рудные горы в Германии), Северная Африка. Янтарь с берегов Балтики попадает в Сирию, Грецию и на берега Эгейского моря. То есть речь идёт о первых трансконтинентальных торговых путях и трансконтинентальных воинских походах. В эпоху бронзы мир стал един, это была первая глобализация в истории человечества.

- Нам часто приходится сталкиваться со сторонниками различных псевдонаучных теорий. Так, адепты «новой хронологии» Фоменко и Носовского утверждают, что  бронзовый век не мог предшествовать железному. Мол, медь добывать сложнее, чем железо, и в природе она редко встречается. Что на это ответить?

- Самородная медь, в виде кусков размером с орех, с кулак или ещё больше, встречается в природе достаточно часто. Напротив, археологи иногда удивляются, что её стали использовать так поздно. Первые медные изделия появляются ещё в конце IX–VII тыс. до н.э. в Передней Азии. Относились к ней как к заметному яркому (зелёненькому) камушку, из которого можно сделать красивые и небольшие вещички - например, бусы или рыболовные крючки. Попадая в огонь, медь меняла цвет и начинала менять форму, плавиться.

Одновременно с медью люди «открывают» и учатся обрабатывать свинец. Потом наши предки догадались, что для чего-то может сгодиться и внешне менее заметное метеоритное и самородное железо. Первые изделия из железа, найденные в Анатолии (современная Турция) относятся к III тыс. до н.э. Но железо, которое встречается в виде самородка (или метеорита), на самом деле менее распространено, чем медь. Оно считалось очень редким, ценным и престижным материалом. В гробнице Тутанхамона найдены два кинжала с золотой рукоятью, у одного из них клинок сделан из золота, у другого – из железа.

До сих пор неясно, возникла ли металлургия меди в одном центре и затем распространилась по миру, или же таких центров было много. Фантазировать можно всё что угодно, и логично тогда предположить, что первым металлом, который человек стал обрабатывать и из которого начал делать орудия труда, было золото – оно ведь гораздо заметнее, и встретить самородное золото можно относительно часто в различных регионах. Появление меди и сплавов с медью (бронзы) позволило в дальнейшем изготавливать массовые серии однотипных предметов. Попробуйте изготовить из камня тот же рыболовный крючок. При этом появление металла не привело к полному исчезновению каменных орудий. Только их набор беднеет, они изготавливаются менее тщательно, мастера «халтурят».

- Раз уж мы заговорили о паранауке… С чем связано её распространение сегодня?

- С массовой безграмотностью, исчезновением качественной научно-популярной литературы, кризисом журналистики. О чём можно говорить, если журналистка в статье о научном открытии легко путает Малую Азию с Малайзией, ведь понятие «Малая Азия» она даже не слышала, а товары из Малайзии у всех на слуху. Есть множество объективных способов убедиться в обоснованности устоявшихся представлений об истории человечества: методы датирования (радиоуглеродный, например, или дендрохронология), стратиграфия, когда более поздние слои на поселениях залегают выше, чем более ранние. А таких поселений многие тысячи, сотни тысяч. Достаточно вспомнить Афины, Стамбул и Рим, с их несколькими тысячелетиями истории. Можно прийти на раскопки в Великом Новгороде, и увидеть деревянные мостовые, с XI по XV века, лежащие друг на друге, образующие своего рода постамент высотой до 5 метров. Различным уровням мостовых, различным векам, соответствуют свои формы керамики, бус, монеты, да и те же берестяные грамоты, свидетельствующие об изменении русского языка на протяжении столетий. Это все, если верить Фомсенко-Носовскому и их почитателям, в столь правильном порядке разместили «фальсификаторы» в лице династии Романовых? Древние надписи и монеты не лежат в собрании музеев, отложенные туда создавшими их «фальсификаторами истории», которые жили, якобы, в период позднего Средневековья. Они лежат «in situ», в земле, потерянные или оставленные при разрушении древних городов и гибели их обладателей.

Гиперкритичность, к которой искренне тянет поклонников «новой истории», лучше обратить к событиям сегодняшнего дня, к сенсациям и слухам, распространяемым интернетом и телевидением, к заявлениям политиков, к прогнозам погоды, наконец. Любой адепт «новой хронологии» может принять участие в археологических раскопках, в том же Великом Новгороде, Нижнем Новгороде или Ярославле, и убедиться в реальности стратиграфии, в реальности истории, в смене архитектурных стилей и в последовательности многократных перестроек древних каменных зданий. Для этого надо только открыть глаза.   

- Ещё сторонники лженауки любят говорить, что «вопросы вызывают технологии изготовления различных орудий из меди и бронзы, а также сверления камня». Что можно на это ответить?

- Действительно, не все технологии древности нам понятны, а некоторые из них просто утеряны, поскольку давно вышли из употребления. Сейчас сложно представить, как, к примеру, рудокопы древности могли долбить известняковыми молотами заведомо более твердый гранит, периодически нагревая и охлаждая его. Любая технология предполагает многократные попытки, порой неудачные, опыт многих поколений, передающийся по наследству и бережно хранимый. Сейчас есть так называемая экспериментальная археология, в рамках которой создаются сооружения, изготавливается керамика, отливается металл. Другое дело, что мы не можем посвятить подобным занятиям несколько столетий или тысячелетий, столько времени и усилий, сколько наши предшественники. Могу напомнить и о плаваниях Тур Хейердала через Тихий океан на плоту «Кон-Тики» и через Атлантику на лодке из папируса «Ра-II». Это тоже экспериментальная археология. Но Тур Хейердал был один, а в древности было много тысяч таких экспериментаторов. У одного из тысячи получалось, он создавал новую технологию или открывал новый торговый маршрут.

- Можно ли считать Северный Кавказ «колыбелью бронзового века» на территории нашей страны?

- Да, безусловно. Для территории современной Российской Федерации именно Северный Кавказ можно считать «колыбелью бронзового века». Северный Кавказ нельзя отрывать от Южного Кавказа, а именно Кавказ в целом, наряду с Анатолией и Ираном, был местом зарождения металлургии меди в Старом свете.

К эпохе энеолита на Северном Кавказе относится всего несколько достаточно ярких и исследованных памятников. Это, в первую очередь, Гинчинское поселение в Дагестане и Нальчикский могильник в Кабардино-Балкарии. Но уже в эпоху ранней бронзы здесь, с участием значительной группы населения, которое происходит из Северной Месопотамии и Восточной Анатолии, формируется яркая майкопская культура середины IV – середины - третьей четверти III тыс. до н.э. В конце IV – начале III тыс. на Западном Кавказе возникает дольменная культура, оставившая монументальные гробницы – дольмены. Аналоги дольменов можно встретить в различных регионах Средиземноморья.

На Северо-восточном Кавказе в III тыс. существует достаточно своеобразная гинчинская культура. Кроме дольменов, насыпаются многочисленные и нередко огромные курганы над гробницами (в том числе над гробницами знати). Строятся первые крепости, на скалы наносятся петроглифы с изображениями животных и людей. Наконец, в позднюю бронзу, в XII-XI вв. до н.э., возникает кобанская культура Северного и Центрального Кавказа, составляющая единую огромную общность с синхронной колхидской культурой Западного Закавказья и, скорее всего, принадлежавшая предкам современных абхазо-адыгов. С этой общностью, возможно, связано формирование знаменитого Нартского эпоса о героях-нартах, богатырях, прославившихся от Абхазии и Адыгеи до Чечни и Ингушетии (правда, в чечено-ингушской версии эпоса нарты выступают врагами местных героев). Всё это время, от энеолита до прихода ранних кочевников (киммерийцев и скифов) в VIII-VII вв. до н.э. и переселения древнегреческих колонистов на берега Черного моря в VII-VI вв. до н.э., Северный Кавказ являлся неотъемлемой частью единого Средиземноморья.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее про майкопскую культуру. Чем она примечательна?

- Майкопская культура занимала почти весь Северный Кавказ, она была распространена от Таманского полуострова на западе до побережья Каспийского моря на востоке, «от моря до моря». Она вплотную подошла к порогу цивилизации благодаря своим переднеазиатским истокам, необычной для того времени степени социального неравенства, воинственности, подвижности и высокому уровню развития ремесла. Богатейшие захоронения элиты под курганами с каменными гробницами, с большим количеством предметов из золота и серебра, заметно выделяются на общем фоне древностей Восточной Европы того времени.

- Как исчезла эта культура?

- По мере затухания первоначального импульса, по мере ослабления связей с «прародиной» в лице Передней Азии, майкопская культура стала терять свое «лицо», растворяться в среде окружающего её менее развитого племенного массива. Поэтому её сменяет обширная и многочисленная, но гораздо менее яркая так называемая северо-кавказская культурно-историческая общность.

- А есть страны, на территории которых не было бронзового века?

- Те регионы, где жили охотники и рыболовы (северные регионы России, значительная часть Сибири и Дальнего Востока) жили в бронзовом веке, как и в раннем железном, были знакомы с металлом, но практически не использовали его, обходясь камнем, костью и деревом. Например, на территории Карелии для эпохи раннего железного века известно всего одно крупное металлическое изделие, являющееся, безусловно, импортом. Появление меди, бронзы, да и, на начальном этапе, железа, не привело здесь к каким-либо изменениям в хозяйстве. Поэтому столь смехотворны и фантастичны паранаучные рассказы о Гиперборее и огромных каменных сооружениях, об атлантах на Севере и так далее. У жителей этих мест была тогда своя оригинальная и интересная культура, но это была культура охотников и рыболовов, которые не испытывали нужды ни в городах, ни в письменности, ни в драгоценностях, ни в знаках власти. Бронзового века как такового не было и, к примеру, в Японии: бронза и железо сюда пришли практически одновременно, в III в. до н.э. – III в. н.э., из материкового Китая.

- Переход от бронзового к железному веку учёные называют «бронзовым коллапсом». Можете поподробнее рассказать, из-за чего произошёл этот коллапс?

- С начала XII в. до н.э. начинается кризис и развал микенской дворцовой цивилизации на территории современной Греции. Это было связано, вероятно, не столько с очевидным экономическим кризисом, сколько с нашествием пришельцев с севера, так называемых (в древнем Египте) «народов моря». Это был союз народностей, в который входили в том числе библейские филистимляне. Разрушаются торговые пути, теряются технические навыки, резко падает уровень культуры и искусства. Одновременно начинается расцвет обществ Северной и Центральной Европы и Италии, но до уровня Микенской Греции с городами и письменностью они, всё же, не поднялись. Прервавшиеся торговые связи привели к коллапсу индустрии бронзы, поставки олова и других металлов практически прекратились. Но следствием этого стало начавшееся как раз в XII-XI вв. до н.э. в Леванте (современный Ближний Восток) распространение железных орудий и оружия. Так бронзовый век начал сменяться железным.

- Теперь давайте немного отойдём от бронзового века. Расскажите, пожалуйста, про типичный день российского археолога, работающего в поле.

- День начинается ранним утром с побудки (студенты и не только часто любят много поспать). Затем - завтрак, выдача ценных указаний дежурному и начальникам раскопов. Далее идет работа на раскопе, нередко под палящим солнцем или под начинающимся ливнем. Особенно «романтично» работать под падающим снегом. А кроме работы на раскопе необходимо заниматься «камералкой», то есть разбирать находки, проверять чертежи... Для настоящей романтики с песнями под гитару остаётся только поздний вечер.

- А можете рассказать пару археологических баек?

- Таких баек можно вспомнить много. Есть истории «мистические» и необъяснимые - например, однажды наша группа, которая состояла примерно из 10 человек, при раскопках древнего могильника на пустынной горе в Абхазии, далеко от человеческого жилья, неожиданно услышала похоронное пение. Причём, похоже, по православному обряду. Пение продолжалось около 20 минут.

Есть истории вполне обыденные и предсказуемые, связанные с новыми находками. К примеру, на могильнике эпохи поздней бронзы – раннего железа Джантух в Абхазии, который мы изучаем начиная с 2006 года, дважды были найдены «тайники», которые находились под погребальными ямами и были заполнены десятками килограммов обожжённых и сломанных бронзовых и железных вещей. В этих краях никто никогда не находил такие «склады» древних вещей.

Бывает, что приходишь на раскоп, и тебе сразу прямо в руки как будто бы «падает» (а иногда и на самом деле падает – с края ямы раскопа) прекрасная древняя вещь. И с каким необычным чувством ты потом смотришь на эту вещь, вернувшуюся из небытия и выставленную в витрине музея…

- Между археологами постоянно ведутся различные споры - например, о состоятельности курганной гипотезы. Какие темы сейчас - самые дискуссионные в современной археологии?

- Самой дискуссионной темой, как всегда, является хронология. Я имею в виду не так называемую «новую хронологию», а вполне научные дискуссии по вопросу «длинной» и «короткой» хронологии, которые различаются иногда на 500 и более лет. Привести пример?

- Да, конечно.

- Существует дискуссия о датировке той же майкопской культуры. Первоначально её датировали серединой - второй половиной III тыс. до н.э. Затем утвердилась её датировка в рамках конца IV - третьей четверти III тыс. до н.э. Сейчас иногда говорят уже о середине IV - начале III тыс. до н.э. Предшествующие кобанской культуре «протокобанские» древности еще недавно датировались началом XIV - первой половиной XII вв. до н.э. Сейчас, в том числе, мною, «протокобанские» древности датируются концом III тыс. до н.э. - XIII-XII вв. до н.э.

В любом подобном споре свои аргументы имеют сторонники обеих хронологий. И эти аргументы опираются, в том числе, на различные естественнонаучные методы датировки. Видимо, эту дискуссию рассудят время и новые открытия.

- Какие ещё споры ведутся среди археологов?

- Дискуссию вызывает вопрос об археологической культуре, насколько объективно и реально это понятие, соответствует ли такая культура (та же самая майкопская) какому-либо древнему народу или группе родственных по языку народов. Много спорят и о происхождении ряда археологических культур, иногда их возникновение кажется внезапным и непонятным - как будто культуры появились «на пустом месте». По всем этим вопросам написаны уже целые библиотеки научной литературы. Но наука не обладает сейчас и не будет обладать никогда истиной в последней инстанции, она является лишь постоянным движением к этой истине. 

- Александр, спасибо вам за интервью. Желаю побольше интересных находок!

- Спасибо!

* * *

Наши уважаемые читатели часто интересуются, что можно почитать по теме археологии. По нашей просьбе Александр Скаков рассказал, с какими книгами стоит ознакомиться всем интересующимся этой наукой.

- Не могу не назвать книги, которые должен прочесть каждый образованный школьник. И здесь на первом месте - немецкие писатели и журналисты XX века. Это К.В. Керам (настоящее имя - Курт Вильгельм Марек) «Боги. Гробницы. Ученые» (1949 год), Эрих Церен «Библейские холмы» (1961 год), Генрих Александр Штоль «Шлиман. Мечта о Трое» (1956 год) и «Боги и гиганты» (1964 год). Эти книги рассказывают об открытии древних цивилизаций, в первую очередь Египта, Ближнего Востока и Анатолии, об увлечённых поисках мифической Трои Шлиманом, о находке эллинистического Пергамского алтаря с изображениями битвы богов и гигантов немецким инженером Карлом Хуманном. Перечисленные произведения давно переведены на русский язык.

Для читателей портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ очень интересна может быть и мемуарная литература, например, воспоминания первой русской женщины-археолога Прасковьи Уваровой (урожденная Щербатова, выведена Львом Толстым как Китти Щербацкая в романе «Анна Каренина) под названием «Былое. Давно прошедшие счастливые дни». Ещё интересна книга знаменитой Агаты Кристи «Расскажи, как ты живешь», посвященная её участию в археологических раскопках на Ближнем Востоке. Писательница была на раскопках вместе со вторым мужем – известным археологом Максом Маллоуэном.

«Продвинутым» читателям могу посоветовать книги по истории археологии петербургского археолога Льва Клейна. В частности, советую двухтомник «История российской археологии: учения, школы и личности» (2014 год).

И, главное, рекомендую не читать Носовского и Фоменко, как и прочих фантастов. Вместо этого советую ходить по музеям и выставкам - благо, археологические древности не только России, но и всего мира периодически выставляются в нашей стране. Ещё рекомендую во время отпусков ездить по разным древним городам нашей страны и мира, а не только предаваться пляжному отдыху.

Беседовала Екатерина Шутова


Интересно

Когда [шимпанзе] Рафаэль не проявлял большого интереса к пище, то в качестве «награды» использовали живую кошку, помещенную в ящик и выскакиваю­щую из него каждый раз после того, как крышка открывалась. Это был для шимпанзе очень сильный раздражитель.

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 141.

Catalog gominid Antropogenez.RU