English Deutsch
Новости
Эксперты отвечают

«Ни про хрустальные черепа, ни про инопланетян в календаре майя ничего нет»

— Я периодически захожу на сайты адептов альтернативной истории, чтобы узнать, во что верят сторонники фолк-хистори. Недавно вот познакомилась с гипотезой, согласно которой майя строили пирамиды «по египетским технологиям»…

— Версия о том, что майя «подглядели» у египтян и построили пирамиды по их подобию, абсолютно не новая. Она пришла в голову европейцам, как только те увидели пирамиды в Мезоамерике и осознали, что они каким-то образом напоминают египетские. Такая легенда жила и в XVIII, и в XIX веках. Адепты альтернативной истории, которые её повторяют сейчас, велосипед не изобрели.

— А пирамиды майя действительно похожи на египетские?

— Они похожи только своей пирамидальной формой. Но вообще это совершенно разные постройки. Египетские пирамиды — это «выросшие» погребения и гробницы царя. Пирамиды же в Мезоамерике изначально не являлись местами захоронения. Они служили имитациями Мировой горы, на которой, согласно местным поверьям, жили боги, в частности, бог маиса. Бог маиса сильно почитается у майя, потому что он символизирует не только плодородие, но и представление о царской власти, о начале мира и возрождении. Мировая гора в древних текстах часто называется «цветочной» — потому что на ней растут трава и всякие растения. На этой горе, согласно мифологии, происходят самые важные вещи. Поэтому она является центром мира.

Когда в Мезоамерике началось развитие политических структур и стала формироваться идеология, люди задумались о строительстве пирамид. Первые пирамиды были построены на рубеже первого и второго тысячелетий до нашей эры. Майя верили, что правитель, который строит в своей столице пирамиду, таким образом вписывает свою территорию в небесную космологию и объявляет её центром мира. Поэтому каждый правитель из формирующихся в Мезоамерике объединений старался построить на своей земле пирамиду. Первая пирамида майя была построена на юге Мексики, на границе с Гватемалой. Её называли «Ла-Бланка», и эта пирамида до прихода испанцев считалась доминирующей.

В общем, как я уже сказал, в отличие от Древнего Египта, в Мезоамерике пирамиды символизировали Мировую гору, а идея хоронить в них правителей появилась значительно позже.

 — Когда именно?

— Первые пирамиды с погребениями внутри появились у майя в IV-V вв. нашей эры. До этого царей в пирамидах не хоронили.

— А где их хоронили?

— В пещерах — специальных погребальных сооружениях под землёй. Пещеры вообще были очень важны для Мезоамерики, потому что оттуда, согласно мифам, появляются предки и жизнь вообще. Поэтому, считалось, что когда правителя хоронят в пещере, его тем самым возвращают «домой». Сверху пещер строились платформы и заупокойные храмы, в которых осуществлялось общение с умершими правителями.

Мы не знаем, кто именно решил совместить «пещеру» с пирамидой. Но эта реформа была очень важной. Не во всех пирамидах найдены захоронения. Но самые важные пирамиды майя классического периода, то есть с IV века нашей эры и вплоть до XI века, содержат в себе останки правителей. И эти пирамиды символизируют уже не только гору, но и место погребения царя.

— Мы знаем о пирамидах в Египте и о пирамидах Мезоамерики. При этом периодически в интернете появляется информация о пирамидах в Японии и даже в Китае. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Это не бред, скорее подмена термина. Мы все привыкли к слову «пирамида». Но, по большому счёту, даже в Мезоамерике строили тоже не совсем пирамиды. Мы привыкли называть эти сооружения пирамидами, просто чтобы обозначить форму. На самом деле чисто пирамидальная форма — только у египетских сооружений. А в доколумбовой Америке пирамиды — часто просто горы, которые представляют собой постройки, наложенные друг на друга. Они часто имеют ступенчатую форму, а не чисто пирамидальную, как в Древнем Египте.

В поздние времена в Мезоамерике появляются постройки с пологими склонами, более-менее похожие на египетские, но всё же это не то же самое. А в Южной Америке и вовсе постройки нельзя назвать пирамидами. Это скорее очень сложные конструкции ступенчатых платформ, друг на друга поставленных. И тут сравнивать их с египетскими пирамидами — то же самое, что сравнивать всех людей друг с другом. Человек, живущий в Англии, и эскимос какой-нибудь — это один и тот же вид, но при этом они совсем не похожи друг на друга.

— А можно ли сказать, что майя строили пирамиды, потому что пирамида — это самая простая геометрическая форма?

— Да, безусловно. В принципе, пирамида с точки зрения архитектуры — это самое простое, что можно представить. В детстве мы все строим куличики. Почему? Потому что они не разваливаются. Пирамида действительно проста в строительстве.

Ранние «пирамиды» Мезоамерики — это обычные земляные насыпи. Что же касается Египта, там земляных пирамид мы не знаем — египтяне с самого начала строили каменные пирамиды. А вот пирамиды в Японии и Китае — это обычные земляные погребальные курганы императоров. Это хорошо известно.

По сути своей, пирамида восходит к кургану. Курган — это конусовидное или трапециевидное погребальное сооружение. И курганы встречаются везде: в Восточной Европе у кочевников, у славян.  

— Несколько лет назад вы участвовали в спорах о конце света, якобы предсказанном майя. Но мы все живы-здоровы. В связи с этим вопрос: майя ничего не говорили про конец света, или всё-таки говорили, но мы неправильно их предсказания интерпретировали?

— Там история совершенно особая. Дело в том, что календарь майя — циклический, и концы периодов в нём очень важны с точки зрения представлений о времени, о мире и Вселенной. Когда календарные периоды заканчиваются, с точки зрения майя наступает опасное время. В это время надо проводить ритуалы, кормить богов, приносить жертвоприношения, в том числе человеческие.

И вот, согласно майя, когда один календарный цикл заканчивается, сменяются божества, которые правят тем или иным временным периодом. До нас дошли упоминания о конце 13-го календарного цикла — пика. Один пик — чуть меньше 400 лет. 13 — священное число, составляет определенный цикл. Этот цикл начался в 3114 году до н.э., и должен был закончиться 23 декабря 2012 года. В одном из текстов упоминается божество, которое будет править новой эрой. В общем-то, всё. Ни про конец света, ни про катастрофы, ни про хрустальные черепа, ни про инопланетян ничего не говорилось.

— С чего же возникла паника, что в 2012 году настанет конец света?

— Всё началось с невинной шутки. Один талантливый американский археолог и популяризатор науки в 60-е гг. написал книгу, в которой иронично заметил: «Скоро будет апокалипсис майя». И из его книги это попало в околонаучную литературу. А потом идея оказалась в таблоидах — и сам автор явно был не рад, что всё это придумал. Это, кстати, к вопросу об ответственности популяризаторов науки.

— А знаменитые камни Ики, на поверхности которых выгравированы древние обитатели Анд в сюжетах, противоречивших современной хронологии, тоже можно назвать шуткой, или это спланированная мистификация?

— Камни Ики — это обычные фальшивки, которые делали жители Перу. Они использовали в качестве вдохновения древние артефакты, на которых были изображены геометрические символы (а на одном камне была нарисована рыба). Местные жители стали рисовать и выцарапывать на этих камнях необычные вещи и продавать их коллекционерам. Когда камни стали покупать, это превратилось в налаженный бизнес. Подделки Ики — самая обычная мистификация, и спорить с этим бессмысленно. Хотя сторонники альтернативной истории любят рассказывать, что «учёные скрывают».

— Мы поговорили про конец света, про камни Ики… А какие ещё мифы о Мезоамерике живут в современном обществе и очень раздражают специалистов?

— Например, легенда о хрустальных черепах. Правда в последнее время она, к счастью, потеряла популярность. А вот пять-шесть лет назад эта тема была на слуху и давала фору тем же пирамидам.

Расскажу о том, как возникла «хрустальная легенда». Дело в том, что во второй половине XIX века на европейском рынке появились необычные черепа. Они были сделаны из хрусталя и преподносились как «ацтекские» — про майя тогда никто не знал. Считалось, что эти черепа вывезли французские офицеры из экспедиционного корпуса во время оккупации Мексики. И якобы в этих артефактах содержались очень секретные древние знания. Черепа продавал один из французских коллекционеров Эжен Бобан. И часть этих черепов осталась в коллекции британского музея, какие-то оказались в других коллекциях.

А в 30-е гг. XX века один американский путешественник, плейбой, авантюрист, писатель и мистификатор на аукционе купил этот череп и решил запустить под него свою собственную легенду. А поскольку он был очень талантлив, то придумал красивую легенду. Мистификатор рассказывал, будто он со своей дочерью был на раскопках города майя Лубаантун, и там его дочери что-то привиделось ночью. И она пошла в руины, там нашла этот хрустальный череп. Лубаантун, кстати, часто называли «остатками» города Атлантиды.

В общем, в 70-е гг. тема хрустальных черепов активно педалировалась, а в 80-е она даже попала на страницы советского журнала «Вокруг света». В 2008 году вышел фильм «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», который объединил два мифа — о хрустальных черепах и о конце света в 2012 году. И в результате сложилась новая легенда о том, что по всему миру спрятаны 13 черепов, которые однажды сойдутся в одном месте — и тогда наступит конец света.

— И прилетит Нибиру!

— Естественно. А сейчас люди уже позабыли про хрустальные черепа. Хотя, возможно, миф скоро снова всплывёт — лженаучные концепции постоянно то исчезают, то возвращаются… И ничего особо нового в этих заблуждениях нет. С мифом о хрустальных черепах боролся, например, известный американский археолог Томпсон в 20-30 гг. прошлого века. Он всем говорил, что никаких атлантов не было, а «древние артефакты» — чепуха.

Но прошло время — атланты пропали, зато появились инопланетяне. Теперь все рассказывают, что пирамиды майя построили рептилоиды. Те проблемы, с которыми мы сталкиваемся сейчас, очень похожи на те, что существовали в XX веке. И даже в конце XIX века, когда впервые появился миф об Атлантиде, и все судорожно стали искать свидетельства атлантов в текстах майя. Хотя письменность майя была ещё не дешифрована. В мире паранауки существует очень много таких «весёлых» историй. Кому-то они нравятся. Я же их, например, коллекционирую. Хотя порой эти истории начинают сильно утомлять.

— А миф об Атлантиде появился разве только в XIX веке?

— В околонаучный мир Атлантида была введена именно в 80-х гг. XIX века.

— Читатели АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ не простят, если я не спрошу: какая гипотеза упадка цивилизации майя, на ваш взгляд, самая достоверная?

— Кризис большой цивилизации — это всегда очень сложная вещь, которую невозможно объяснить каким-то одним фактором. Конечно, тут сыграли и климатические, и экологические причины. Но я всё-таки в последние годы склоняюсь к структурно-демографической теории. Она основной упор делает на отношения внутри общества между различными группами населения. И на то, насколько ресурсная база того или иного общества позволяла содержать то количество элиты, которое жило. В случае с майя мы видим, что к концу классической эпохи существования этой цивилизации число знатных людей и правителей сильно выросло. А экономическая база осталась той же самой, хозяйство осталось тем же самым. И в конечном итоге это привело к конфликтам и к тому, что население стало проявлять недовольство. Мне эта теория кажется более правдоподобной, чем теория о засухе или эпидемии.

Правда, здесь следует признать, что я ищу историческое объяснение — я же историк. Биолог будет искать биологическое объяснение, а геолог станет вещать о засухе. Возможно, правда будет достигнута, когда все теории объединятся в одну.

— Я слышала по поводу Мезоамерики, что этот регион слабо изучен, потому что учёным просто-напросто сложно проникать на его территорию.

— Сложности есть — климат, труднодоступность. Мезоамерика — не среднерусская равнина! Но при этом я не скажу, что этот регион — один из самых слабоизученных. Конечно, Мезоамерика исследована меньше, чем цивилизации древнего Востока, это факт. Но в то же время существуют регионы, которые изучать гораздо сложнее.

— Например?

— Например, Тропическая Африка. Там же нестабильная политическая обстановка и высокий уровень преступности. В Латинской Америке, где располагаются основные памятники Мезоамерики, не так всё плохо.


Софья Ковалёва


Интересно

"...в России наука не стоит на почве, на которой желательно было бы её видеть, что всюду примешиваются личные интересы, вопросы национальности отдельных личностей и т.д. К сожалению, прибавлю я, это всё верно не только в России, но и всюду. Самое лучшее, что "учёный" (т.е. такой, который действительно смотрит на науку, как на цель жизни, а не как на средство) может сделать, это идти вперёд своею дорогою, не обращая внимание на мнение толпы направо и налево! К сожалению, весьма многие из так называемых "учёных" относятся к науке, как к дойной корове, которая обязана снабжать их ежедневным продовольствием, что делает из учёных – ремесленников и иногда даже просто шарлатанов. В таком случае научная истина – дело второстепенной важности для таких господ (а их, к сожалению, много, наука, приносящая им больше грошей, – самая привлекательная; им приходится ухаживать за толпою и её вкусами..."  Н.Н. Миклухо-Маклай, 1881 г.

Catalog gominid Antropogenez.RU