English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Дюбуа Эжен

Dubois M.E.F.Th.
Дюбуа Эжен
Голландия
1858 - 1940

Голландский военный врач, первооткрыватель Питекантропа. В 1888 и 1890 гг. нашёл череп и лицевой скелет в Вадьяке на Яве, 1890 г. нашёл в Кедунг-Брубусе на Яве фрагмент нижней челюсти и фрагмент бедренной кости (он был вторично "открыт" в 1935 г. в Лейдене среди материалов раскопок в Кедунг-Брубусе), в том же 1890 г. нашёл в Триниле левый M3. В сентябре 1891 г. в Триниле обнаружил правый М3, в октябре – черепную крышку, а в августе 1892 г. – левую бедренную кость (в 12 м от черепной крышки) и левый М2, которые описал как Pithecanthropus erectus Dubois, 1894 (позже правый М3 и левый М2 были отнесёны к ископаемому орангутану). В 1898 г. в Триниле Э. Дюбуа нашёл также левый P1. В 1932 г. Э. Дюбуа совместно с Бернсеном в Лейдене среди материалов раскопок 1900 г. археолога Криле в Триниле нашли диафизы четырёх бедренных костей питекантропов.

Злоключения Дюбуа в его борьбе с научным сообществом того времени, не желавшим признавать «слишком необычную» находку,  описывает В.Е. Ларичев в своей книге «Охотники за черепами».

Описание Питекантропа дало новый толчок развитию палеоантропологии, открыв древнейшую известную тогда стадию человеческой родословной – архантропов. Острый момент возник, когда Э. Дюбуа встретился в Париже в 1895 г. с французским антропологом Л. Мануврие, показал ему череп Питекантропа, но после ужина забыл саквояж с находками в ресторане; к счастью, саквояж не пропал (подробней этот случай описывает Н.Я.Эйдельман в книге «Ищу предка».)

Интересно

А какой фурор, по воспоминаниям Тимирязева, про­извели в пятидесятых годах прошлого века лекции-представления заезжего немецкого антрепренера, при помощи волшебного фонаря познакомившего петер­буржцев с космогонической теорией Лапласа и геологи­ческой историей Земли. «Едва ли не в первый раз рус­ская широкая публика, - писал Климент Аркадьевич, - заговорила об юрском море, о лесах каменноугольной формации, об ихтиозаврах и плезиозаврах, причем не обходилось и без неодобрительно покачивавших голо­вою, недоумевавших - "куда же делась духовная цен­зура?"». К естествознанию пока относились с большим недоверием.

Черненко Г.Т., Тимирязев в Петербурге-Петрограде, Л., «Лениздат», 1991 г., с. 18. Предоставлено Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU