English Deutsch
Новости
Мир антропологии

П.Тейяр де Шарден – ученый и философ

Обладая  глубоким и всесторонним естественно-научным образованием, высокими научными званиями степенями, Тейяр известен как видный исследователь в области антропогенеза, археологии, геологии, палеонтологии, древнейших этапов истории человека. Он внес большой вклад в изучение палеолита, Северной, Центральной и Восточной Азии.

Взгляды Тейяра на теорию антропогенеза нашли свое отражение  и в философском синтезе, представляющем собственное оригинальное видение мира, известное нашему читателю по одной из перевиденных книг Тейяра – “ Феномен человека”.

 Процесс антропогенеза занимает, по Тейяру, определенное место в эволюции физического мира. Надо отметить, что теория антропогенеза, по Тейяру, содержит целый ряд важных и интересных моментов, которые порой перекликаются с мыслями других исследователей. Например, существование определенной направленности в эволюции органического мира, связанной с накоплением адаптаций широкого значения (И.И.Шмальгаузен), представленная  в морфологической эволюции человека развитием головного мозга в первую очередь (Тейяр). Констатация параллельных линий цефализации в эволюции царства животных, связь возможности морфо-физиологического у предков  человека с отсутствием специализации в организации,  обусловленность совершенствования сознания и появление социальности гоминид усложнением их мозга – все это имеет место в представлениях ученого. Тейяр правильно оценивает глобальное значение антропогенеза для эволюции всей планеты, пытается отразить ход антропогенеза в категориях диалектики, указывает на качественное отличие в деятельности человека и антропоида, проявляющееся в условиях определенного анатомического сходства (Ф.Энгельс), осознает значение труда для гоминизации. В теории Тейяра проводится мысль о постепенности морфологической эволюции человека. Трудно, правда, согласиться с его трактовкой механизмов трансформации человека.

Поразителен тот факт, что все сказанное выше о Тейяре – ученом является результатом его труда, как виднейшего религиозного деятеля и мыслителя нашего времени, члена ордена иезуитов, прифессорв теологии и т.д.

Современная философская литература содержит в себе подробный анализ второй сферы деятельности Тейяра, его философии , которая имеет широкое распространение на Западе.

  Философия Тейяра рассматривается в ряду других попыток модернизации Христианства за счет стремления сблизить науку и религию. Эта особенность творчества Тейяра, с другой стороны, на протяжении большей части его жизни была причиной его вынужденной оппозиции церкви. Философия Тейра определяется как разновидность идеалистического пантеизма, основное содержание которой – эволюция духа, являющаяся сущностью космогенеза и осуществляющаяся путем усложнения материи. Исследователи философии Тейяра отмечают сложность его теоретических построений, которые не могут оцениваться однозначно. Элементы диалектики, принятие понятия эволюции как методологического принципа , неразрывность материи и сознания, привлечение данных науки, вера в человека и в его будущее и т.д. – составляют положительные стороны философии Тейяра. Но ей же присуще неправильное понимание сущности и факторов общественного развития, стремление к эволюционной трактовке основных христианских догм, вера в существование еще одного отрезка космогенеза – “ христогенеза” (Бога), декларативные заявления о возможности соединения науки и религии, не подкрепленные, по нашему мнению, ни теорией, ни практикой в работе П.Тейяра де Шардена, ученого и философа.


Интересно

Хотя в середине 50-х гг. и было установлено, что у человека и шимпанзе разное число хромосом (46 – у человека и 48 – у шимпанзе), директор Иеркесовского приматологического института в Атланте, один из «отцов-основателей» американской национальной приматологической программы Дж. Борн писал в 1971 г. о принципиальной возможности получения – путем искусственного осеменения – жизнеспособного гибрида человека и шимпанзе, недоумевая при этом, что подобные опыты до сих пор не поставлены. ... Позднее было показано, что сперматозоиды человека способны проникать в яйцеклетку человекообразных обезьян. Различное же число хромосом у родителей еще не означает, что развитие гибридного зародыша невозможно, хотя и резко снижает шансы на то, что полученные гибриды будут в дальнейшем плодовиты.

К.О. Россиянов. Опасные связи: И.И. Иванов и опыты скрещивания человека с человекообразными обезьянами // Вопросы истории естествознания и техники, №1, 2006.

Catalog gominid Antropogenez.RU