English Deutsch
Новости
Мир антропологии

П.Тейяр де Шарден – ученый и философ

Обладая  глубоким и всесторонним естественно-научным образованием, высокими научными званиями степенями, Тейяр известен как видный исследователь в области антропогенеза, археологии, геологии, палеонтологии, древнейших этапов истории человека. Он внес большой вклад в изучение палеолита, Северной, Центральной и Восточной Азии.

Взгляды Тейяра на теорию антропогенеза нашли свое отражение  и в философском синтезе, представляющем собственное оригинальное видение мира, известное нашему читателю по одной из перевиденных книг Тейяра – “ Феномен человека”.

 Процесс антропогенеза занимает, по Тейяру, определенное место в эволюции физического мира. Надо отметить, что теория антропогенеза, по Тейяру, содержит целый ряд важных и интересных моментов, которые порой перекликаются с мыслями других исследователей. Например, существование определенной направленности в эволюции органического мира, связанной с накоплением адаптаций широкого значения (И.И.Шмальгаузен), представленная  в морфологической эволюции человека развитием головного мозга в первую очередь (Тейяр). Констатация параллельных линий цефализации в эволюции царства животных, связь возможности морфо-физиологического у предков  человека с отсутствием специализации в организации,  обусловленность совершенствования сознания и появление социальности гоминид усложнением их мозга – все это имеет место в представлениях ученого. Тейяр правильно оценивает глобальное значение антропогенеза для эволюции всей планеты, пытается отразить ход антропогенеза в категориях диалектики, указывает на качественное отличие в деятельности человека и антропоида, проявляющееся в условиях определенного анатомического сходства (Ф.Энгельс), осознает значение труда для гоминизации. В теории Тейяра проводится мысль о постепенности морфологической эволюции человека. Трудно, правда, согласиться с его трактовкой механизмов трансформации человека.

Поразителен тот факт, что все сказанное выше о Тейяре – ученом является результатом его труда, как виднейшего религиозного деятеля и мыслителя нашего времени, члена ордена иезуитов, прифессорв теологии и т.д.

Современная философская литература содержит в себе подробный анализ второй сферы деятельности Тейяра, его философии , которая имеет широкое распространение на Западе.

  Философия Тейяра рассматривается в ряду других попыток модернизации Христианства за счет стремления сблизить науку и религию. Эта особенность творчества Тейяра, с другой стороны, на протяжении большей части его жизни была причиной его вынужденной оппозиции церкви. Философия Тейра определяется как разновидность идеалистического пантеизма, основное содержание которой – эволюция духа, являющаяся сущностью космогенеза и осуществляющаяся путем усложнения материи. Исследователи философии Тейяра отмечают сложность его теоретических построений, которые не могут оцениваться однозначно. Элементы диалектики, принятие понятия эволюции как методологического принципа , неразрывность материи и сознания, привлечение данных науки, вера в человека и в его будущее и т.д. – составляют положительные стороны философии Тейяра. Но ей же присуще неправильное понимание сущности и факторов общественного развития, стремление к эволюционной трактовке основных христианских догм, вера в существование еще одного отрезка космогенеза – “ христогенеза” (Бога), декларативные заявления о возможности соединения науки и религии, не подкрепленные, по нашему мнению, ни теорией, ни практикой в работе П.Тейяра де Шардена, ученого и философа.


Интересно

Когда [шимпанзе] Рафаэль не проявлял большого интереса к пище, то в качестве «награды» использовали живую кошку, помещенную в ящик и выскакиваю­щую из него каждый раз после того, как крышка открывалась. Это был для шимпанзе очень сильный раздражитель.

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 141.

Catalog gominid Antropogenez.RU