English Deutsch
Новости
Мир антропологии

О первых поисках следов "допотопных" людей

Лю­бителем был и француз Жак Буше де Перт (1788-1868), директор тамо­женного бюро города Аббевиль, расположенного на реке Сомме. В 1836 г. этот всеми уважаемый в городе человек вдруг увлекся археологией и посвятил ей весь остаток своей жизни. К тому времени в окрестностях Аббевиля, на берегу реки и в каменоломнях, уже неоднократно попадались камни из кремня со следами обработки. Буше де  Перт взялся доказать, что эти камни являются орудиями труда допотопных людей. Он выступал с докладами, устраивал демонстрации камней, писал книги, в которых, од­нако, правильные мысли переплетались с нелепыми заблуждениями. Скептически настроенные ученые чаще обращали внимание на заблужде­ния, уличая его в элементарной научной безграмотности, и отказывались верить очевидным фактам. «Работа человека над камнем совершенно оче­видна, но я один, кто это признает», - записал он в своем дневнике. Только в конце 50-х годов эти факты получили признание у специалистов.

Вскоре Буше де Перт был признан в качестве основателя доисторической археологии (с чем, однако, не согласны английские патриоты, пытающиеся утвердить в этом звании Джона Фрера). С большим уважением о Буше де Перте отозвался Ч. Дарвин в своей книге «Происхождение человека и по­ловой подбор» (1871 - 1896): «Глубокая древность человека была в новей­шее время доказана работами целого ряда авторитетов, начиная с Буше, а этот факт составляет необходимую основу для верного понимания про­исхождения человека» (Дарвин, с. 4). Таким образом, научный период в изучении загадки происхождения человека отсчитывается примерно от середины 19 столетия».

Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А., Введение в человекознание, М., «Российский гуманитарный университет», 1994 г., с. 186.


Интересно

Мы не можем говорить более о причинности в каждом отдельном эксперименте. Имеет смысл говорить лишь о статистической причинности... С этим и связано основное отличие современной тенденции по сравнению с классической: в противоположность «прозрач­ности» классического мышления она ведет к «смутной» картине мира. Следует ли усматривать и этом поражение человеческого разума? Трудный вопрос. Как учёные, мы не располагаем свободой выбора. При всём желании невозможно описать для Вас мир таким, каким он Вам нравится».

И. Пригожин, И. Стенгерс, Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой, М., «Урсс», 2008 г., с. 259.

Catalog gominid Antropogenez.RU