English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Как делают скульптурную реконструкцию по методу М.М.Герасимова

«Каждая из реконструкций является уникальной, неповторимой авторской работой. Создание антропологической реконструкции - долгий и кропотливый процесс, требующий глубоких специальных знаний в области анатомии и антропологии, тонкой наблюдательности и опыта работы, навыков художника и скульптора.

Женщина из Штейнгейма. Половинная реконструкция. М.М. Герасимов, 1959 г. Авторская копия.
						Источник: Касаткин М.В. Антропологические скульптурные реконструкции. Каталог коллекции Государственного Биологического музея имени К.А.Тимирязева. Москва, Альфа-Принт, 2007. С. 28.
Женщина из Штейнгейма. Половинная реконструкция. М.М. Герасимов, 1959 г. Авторская копия.
Источник: Касаткин М.В. Антропологические скульптурные реконструкции. Каталог коллекции Государственного Биологического музея имени К.А.Тимирязева. Москва, Альфа-Принт, 2007. С. 28.

Работа начинается с подробного осмотра, описания и измерения черепа или его гипсовой копии. Это позволяет определить пол,  возраст и индивидуальные особенности изучаемого человека. В случае если череп разрушен (что бывает нередко) или имеет плохую сохранность необходимо восстановить его недостающие части. Затем приступают к моделированию головы.

Сначала тщательно устанавливают положение нижней челюсти относительно черепа в соответствии с величиной и углом наклона ее восходящей дуги, степенью выступания и формой прикуса, и закрепляют ее. Затем с помощью специальной восковой мастики восстанавливают жевательные мышцы, форма и степень развития которых определяет контуры нижней половины лица. Используя составленные М М. Герасимовым таблицы толщины мягких тканей в разных частях головы в зависимости от развития костного рельефа, череп покрывают частой сеткой восковых гребней, высота которых соответствует толщине тканей в определенных местах. Промежутки между гребнями заполняют восковой мастикой, формируя поверхность лица.

После этого моделируются самые важные детали лица - нос, глаза и рот, для воспроизведения которых разработаны специальные схемы. При этом учитываются индивидуальные особенности человека - следы перенесенных травм и хронических заболеваний, деформация рта при выпадении зубов, возрастные изменения. Завершается работа над реконструкцией воспроизведением прически и одежды в соответствии с антропологическим типом и историческими сведениями.

С полученной восковой модели снимается форма, по которой делается одна или несколько гипсовых отливок, сама же модель переплавляется и использовавшийся череп возвращается в хранилище. Строго говоря оригиналом, подлинником является именно восковая модель, но поскольку она всегда уничтожается, так как необходимо извлечь находящийся внутри череп, то оригиналами принято считать несколько первых гипсовых отливок (обычно не более трех), изготовленных по этой форме. Больше сделать не удается, поскольку форма забивается и последующие отливки уже не соответствуют исходной восковой модели. На еще сырой гипсовой отливке мелкие детали дорабатываются вручную, поэтому иногда даже сделанные по одной форме бюсты могут различаться в деталях (например, сделаны на прямоугольном гипсовом основании или без него)».

Касаткин М.В. Антропологические скульптурные реконструкции. Каталог коллекции Государственного Биологического музея имени К.А.Тимирязева. Москва, Альфа-Принт, 2007. С. 9.

Материалы на портале:

Антрополог и скульптор М.М. Герасимов на портале Vikent.ru


Учёные против мифов - Х. Москва, МИСиС, 15 июня

Интересно

В сухой период пожары на австралийском Севере случаются чуть ли не каждый день, ведь все вокруг сухое, как трут, от малейшей искры разгорается огонь; мгновенно охватывающий обширные площади в несколь­ко сот километров. Для этого не нужно горящей спички или окурка сигареты. Достаточно осколка пивной бутылки, фокуси­рующего солнечный свет. Огонь быстро распространяется, тем более что некоторые эвкалипты сбрасывают старую кору, кото­рая легко воспламеняется. 

Catalog gominid Antropogenez.RU