English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Каких только антропологий не бывает...

В соответствии с этим учением разные типы и школы теа­трального искусства имеют одни и те же основы выразительности участвующих в них исполнителей, которые также не зависят от по­становочных идей конкретного спектакля. (Барба вслед за Е. Гротов-ским предпочитает понятию «актер» (actor) более широкое «испол­нитель» (performer), в эту категорию входят также танцоры, артисты пантомимы, участники представлений в театре традиционных вос­точных типов, ритуалов и паратеатральных проектов). В отличие от антропологии культуры, а. т. имеет свой собственный предмет, стре­мится быть специализированным учением. По определению Барбы, а. т. — изучение социокультурного и физиологического поведения человека в процессе театральной игры. А. т. изучает «биологический» уровень театра, природу испол­нительской техники, которая объединяет все виды зрелищных ис­кусств, напр., и индийский танец катакали, и японский фарс кёгэн, и биомеханику, и Систему Станиславского. Акцент делается на той «технике техники», которая развита у исполнителя, независимо от рисунка роли в конкретном спектакле. В этом смысле область а. т. соответствует «Работе актера над собой» в противоположность «Ра­боте актера над образом». Многое объединяет а. т. с биомеханикой В. Э. Мейерхольда как общей концепцией природы актерского искус­ства. Работы Барбы основаны на сопоставлении и отождествлении технологических позиций многих известных театральных теорий, прежде всего, классических театральных школ Азии, а также опытов Э.-Г. Крэга, Э. Декру, В. Э. Мейерхольда, А. Арто, Е. Гротовского (чьим ассистентом был Барба).

А. т. фиксирует приемы, которыми театральная задача решается часто совсем иначе, чем похожая задача в жизни. А. т. условно раз­деляет действие актера в определенной роли (чем она как бы не ин­тересуется) и свой предмет — «чистую» технику, которая позволяет исполнителю быть естественным, убедительным, выразительным, хотя в спектакле эти уровни не различаются. Под сценической техникой антропологи понимают непо­вседневную телесность, т. е. такие физические приемы, которые не требуются в повседневном поведении. Повторяющиеся способы оперирования такими факторами, как вес, равновесие, положение позвоночника, направление взгляда в пространстве, и создают физи­ческие «изначально-выразительные» («рге-expressive») напряжения. А. т. детально изучает такие атрибуты «изначальной выразительно­сти», как театральное (подобное жизненному, но отличное от него) владение ритмом, мускульной и эмоциональной энергией; вырази­тельность лица, рук, тела, голоса; походка; взаимодействие с про­странством (напр., размещение тела в большем, чем функционально необходимо, пространстве); воспроизведение определенного этно­графического или исторического поведения; обыгрывание костюма и т.д.

Знание принципов изначальной выразительности, которые управляют сценическим существованием («bios»), может позволить исполнителю научиться учиться.

Н. В. Песочинский

Литература:

  • Павис П. Антропология театральная // Павис. С. 43-48; 
  • Павис П. Паратеатр //Павис. С. 241;
  • Иванов В. В. От ретеатрализации театра к театральной антрополо­гии // Театр XX века: Закономерности развития. М., 2003. С. 125; 
  • Ваrbа Е. The paper canoe. A guide to theatre anthropology. N.-Y. & L., 1995; 
  • Barba E., Savarese N. A dictionary of theatre anthropology. The secret art of the performer. N.-Y.&L., 1991.

Антропология театральная, в Сб: Театральные термины и понятия. Материалы к словарю. Выпуск II, Изд-во «Российский институт истории искусств», с. 34-35.

Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.


«- В чём вам видится существенное различие между общей антропологией и фи­лософской антропологией?

- В научном мире России под антропологией всегда понимали исключитель­но физическую антропологию. На Западе под антропологией с добавлением при­лагательных «социальная», «культурная» или «социокультурная» с некоторых пор стали всё чаще и чаще называть один из разделов той конкретной науки, которая в России испокон веков именовалась этнографией, или этнологией, а именно тот раздел, что занимался изучением «живых» первобытных обществ. Вполне понят­но, что ни физическая, ни социальная антропология, являвшиеся конкретными науками, никак не соприкасались с тем, что сейчас называют философской антропологией. В последние время в слово «антропология», ставшее крайне мод­ным, начали вкладывать самые различные смыслы. Один из них - сугубо теоре­тическая наука о человеке вообще, не имеющая собственной эмпирической базы. Антропология в таком смысле по существу совпадает с философской антрополо­гией и столь же пуста и бесполезна, как и последняя».


Семёнов Ю.И., История марксистской философии в СССР весьма печальна в Сб.: Кто сегодня делает философию в России, Том 2 / Автор-составитель А.С. Нилогов, М., «Аграф», 2011 г., с.196-197.


Интересно

Когда [шимпанзе] Рафаэль не проявлял большого интереса к пище, то в качестве «награды» использовали живую кошку, помещенную в ящик и выскакиваю­щую из него каждый раз после того, как крышка открывалась. Это был для шимпанзе очень сильный раздражитель.

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 141.

Catalog gominid Antropogenez.RU