English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Как хоронили анатомическую коллекцию Казанского университета...

В долгой жизни alma mater было немало замечательных событий, оставивших яркий след в мировой науке. С нашим университетом связана деятельность целой плеяды блестящих ученых, поднявших уровень научных знаний на небывалую доселе высоту. Но были в истории Казанского университета такие события, которые иначе как курьезными и назвать-то нельзя. Остались в ней и имена тех, кого и за версту нельзя подпускать к науке.

Возьмем, например, такие важные области науки, как медицина и биология. Как известно, император Александр I подписал Указ об учреждении Казанского императорского университета в 1804 году. Так вот, уже тогда в составе университета уже были кафедра анатомии, физиологии и судебной врачебной науки и кафедра естественной истории и ботаники. А уже в 1806 г. (очень быстро по тем временам) анатом И.Каменский и врач К.Фукс начали преподавать медицину в университете. В следующем же году профессор И.Браун сменил И.Каменского на кафедре анатомии. Кстати, именно И.Браун был в 1814 г. избран первым ректором Казанского университета.

Время шло, совершенствовались и сама медицина, и ее преподавание. В 1837 году, специально для того, чтобы студиозусам медицинского факультета было удобно изучать анатомию, архитектором, академиком М.Коринфским был построен анатомический театр, в проектировании которого принимал непосредственное участие великий геометр Н.Лобачевский, исполнявший тогда должность ректора. Изучение медицины и биологии в Казанском университете неразрывно связано с именами великих ученых: К.Фукса и Э.Эверсмана, А.Ковалевского и С.Зимницкого, А.Самойлова и В.Груздева, П.Лесгафта и А.Вишневского.

Все это, вместе взятое, привело к тому, что наш университет был центром существовавшего в 1802-1918 гг. Казанского учебного округа, куда входило (данные на 1915 г.) более 13000 различных учебных заведений, в которых получали образование свыше миллиона учащихся (это по поводу распространенного мнения о почти поголовной неграмотности жителей Российской империи). Округ был огромный – входившие в него учебные заведения располагались в 6 губерниях: Казанской, Вятской, Самарской, Саратовской, Симбирской и Астраханской.

Что такое учебный округ? Это территориальная единица управления учебными заведениями, подведомственными Министерству народного просвещения. В 1803 г. округов было 6, в 1915 г. – 15. Каждый из них возглавлялся попечителем, чиновником министерства народного просвещения, имевшим чин III—IV классов по Табели о рангах (тайный советник или действительный статский советник) и входившим в состав Главного правления училищ – своего рода совета Министерства народного просвещения. Как правило, это были высокообразованные для своего времени люди, причем, отличающиеся высокой культурой и весьма гуманными взглядами. Но из каждого правила бывают исключения. Для Казанского учебного округа и, соответственно, для нашего университета им стал исполнявший должность попечителя в 1819-1826 гг. Михаил Магницкий (1778-1844), по мнению современников разработавший «целую программу уничтожения науки» в высших учебных заведениях.

Так вот, что же произошло во время попечительства М.Магницкого? Дело было в 1824 году. На факультете анатомии Казанского императорского университета мирно шли занятия, когда туда ворвались М.Магницкий и архиепископ Казанский и Свияжский Амвросий, сопровождаемые толпой религиозных фанатиков, несущих… гробы.

В них мракобесы сложили все (!) препараты анатомической коллекции, которые затем вывезли на одно из городских кладбищ, где похоронили под колокольный звон и заупокойные молитвы.

Некоторые университетские профессора, не то, чтобы даже возмущенные учиненным безобразием, а просто удивившиеся тому, что такой экстраординарный случай произошел в университете, были немедленно уволены Магницким.

Но, помимо драматической линии в этом сюжете есть и комическая: во-первых, по правилам анатомии все препараты человеческого происхождения деперсонифицированы, то есть, это неизвестные люди – не указаны ни их национальность, ни имена с фамилиями, ни вероисповедание, ни сословная принадлежность. Кроме того, примерно 25% той анатомической коллекции составляли препараты животного происхождения, изготовленные из коз, собак, свиней и лошадей. Да, после всего этого кладбище, на котором состоялись эти «похороны», наверное, стало особо почитаемой святыней…

Тут следует вспомнить, что еще при назначении на должность М.Магницкий отправил в Санкт-Петербург отчет, в котором обвинил Казанский университет в безбожном направлении преподавания и предложил ликвидировать университет – вплоть до снесения его зданий. Не найдя поддержки, сановный мракобес начал преобразования, суть которых, по его же определению, заключалась «в искоренении вольнодумства и основании преподавания всех наук на благочестии». Пример этой деятельности: преподавание римского права в Казанском университете было отменено, вместо него появилось изучение византийского права, причем, основным учебником была «Кормчая книга». В итоге за 7 лет попечительства Магницкого университет потерял даже тень самостоятельности, а попечитель из кожи вон лез, стараясь сделать из него нечто вроде монастыря...


Источник: Алексей Леонтьев. Как Казанскому университету благочестие прививали. Газета "Казанский Университет".


Интересно

Кто-то в шутку предложил воздвигнуть памятник мухе цеце потому, что это маленькое насекомое сохраняет диких животных Африки, не позволяя заниматься сельским хозяй­ством и животноводством во многих районах. Муха цеце пи­тается кровью диких животных, в которой живут смертонос­ные простейшие — трипанозомы. Дикие животные выработали иммунитет, но у домашнего скота трипанозомы вызывают смертельную болезнь — нагану. Другая разновидность мухи цеце — носитель сонной болезни, смертельной для человека. 

Catalog gominid Antropogenez.RU