English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Как начались раскопки Помпей

Со времени последнего сильного извержения  Везувия  1737 года, во время которого склон горы обнажился,  а часть  вершины взлетела на воздух,  вулкан вот  уже полтора года молчал, спокойно возвышаясь под голубым небом Неаполя, и  король  согласился. Проще  всего было  начать  раскопки  там,  где кончил д'Эльбеф. Король  посоветовался  с  кавалером Рокко Хоаккино де Алькубиерре, испанцем  по происхождению, который был начальником его технических отрядов, и тот предоставил рабочих, орудия и порох. Трудностей было много. Нужно было преодолеть  пятнадцатиметровый  слой твердой, как  камень, лавы. Из  колодца шахты,  проложенной  еще  д'Эльбефом,  прорубили  ходы,  а  затем  пробурили отверстия для взрывчатки. И вот  наступил  момент, когда заступ наткнулся на металл, зазвучавший под его  ударами, как колокол. Первой находкой  были три обломка гигантских бронзовых  коней. И  только  теперь  было  сделано  самое разумное из того, что можно  было  сделать и с чего,  собственно, нужно было начинать: пригласили специалиста. Надзор за раскопками  взял  на себя маркиз дон Марчелло Венути - гуманист, хранитель королевской библиотеки. За первыми находками  последовали  другие: три  мраморные  статуи одетых в тоги римлян, расписные колонны и бронзовое туловище коня. К месту раскопок прибыли король с супругой.  Маркиз, спустившись по  веревке в  раскоп,  обнаружил лестницу, архитектура которой позволила ему прийти к определенному  выводу о характере всей постройки; 11  декабря  1738 года подтвердилась правильность сделанного им  заключения: в этот день была обнаружена  надпись, из которой  следовало, что  некий Руфус выстроил  на  свои собственные  средства театр  - «Theatrum Herculanense». 

Так началось открытие погребенного  под землей города, ибо там, где был театр, должно было быть  и  поселение. В свое  время д'Эльбеф,  сам того  не подозревая - ведь перед ним  в окаменевшей лаве было множество других ходов, - попал прямо  на сцену театра, буквально  заваленную  статуями. В  том, что такое   количество   статуй   оказалось   именно  здесь,  не   было   ничего удивительного: бурлящий поток лавы, сметающий все на своем пути,  обрушил на просцениум заднюю стену театра, украшенную множеством скульптур.  Так обрели здесь семнадцативековый покой эти каменные тела. 

Надпись сообщала и имя города: Геркуланум. 

Лава,  огненно-жидкая  масса, поток  расплавленных  минералов и  горных пород, постепенно охлаждаясь, застывает  и вновь  превращается в камень. Под двадцатиметровой толщей такой застывшей лавы и лежал Геркуланум. 

Во  время извержения вулкана  вместе  с пеплом выбрасываются  лапилли - небольшие куски пористой лавы - и шлак; они градом падают на землю, покрывая ее рыхлым слоем, который нетрудно удалить с помощью самых простейших орудий. Под слоем лапилли на значительно меньшей глубине, чем их собрат по несчастью Геркуланум, были погребены Помпеи.

Как  нередко  бывает  в  истории,  да,  впрочем, и  в жизни, наибольшие трудности  приходятся  на  начало  пути,  а  самый  длинный  путь  частенько принимают  за  самый  короткий.  После раскопок,  предпринятых  д'Эль-бефом, прошло еще тридцать пять  лет, прежде чем  первый удар лопаты положил начало освобождению Помпей».


Из книги: К.В. Керам. «Боги. Гробницы. Ученые» 


Интересно

Когда в 1817 г. с корабля спускали лошадь для короля Помаре, канаты лопнули, и ло­шадь упала в воду; туземцы [таитяне] немедленно спрыгнули за борт и своими криками и тщетными усилиями помочь животному чуть не утопили его. Но как только лошадь добралась до берега, все население бросилось бежать, стараясь спрятаться от этой «носящей человека свиньи», как они окрестили лошадь.

Чарлз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». Москва, ГИГЛ, 1953 г.,  с. 441.

Catalog gominid Antropogenez.RU