English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Школьники и мифы об эволюции человека

В жизни каждого, так или иначе, встречаются противники научной теории о происхождении человека. Они часто утверждают: «Всё это ещё не доказано!», «недостающее звено между человеком и обезьяной не найдено!» и т.д. Насколько широко распространены заблуждения в области антропогенеза среди обычных школьников? Насколько им известны достоверные научные сведения и источники, в которых они опубликованы?

«Люди не произошли от обезьян!» – цитата одной моей ровесницы – ученицы 9 класса. Действительно, встречаются люди с различными взглядами на проблему происхождения человека: кто-то верит в инопланетян, прилетевших когда-то давным-давно на Землю, чтобы создать человеческую цивилизацию; кто-то придерживается божественной теории происхождения человека, и жизни в целом (одна знакомая цитировала мне в переписке суры Корана). Люди, придерживающиеся научных взглядов на данный вопрос, встречались мне куда реже.

После прочтения книги Александра Соколова «Мифы об эволюции человека», мне захотелось узнать, насколько широко распространены мифы об антропогенезе. Осуществить эту идею мне помогли руководители – Матвеев Юрий Алексеевич (преподаватель биологии) и Лавриненко Полина Владимировна (психолог). Они поддержали эту задумку, посчитав её интересной.

Главным методом нашего исследования было анкетирование учащихся с пятых по одиннадцатые классы. Для составления анкеты, мы выбрали ряд мифов об антропогенезе, которые чаще всего встречались мне в беседах со сверстниками. Анкета, предложенная учащимся, выглядела так:

1. Переходная форма между человеком и обезьяной не найдена, родство обезьяны и человека не доказано.

Да                    Нет

2. Африка не является прародиной человека разумного.

Да                    Нет

3. Теория происхождения человека от обезьяны основана на внешнем сходстве

Да                    Нет

4. Если люди произошли от обезьян, то и ныне живущие обезьяны должны превращаться в людей.

Да                    Нет

5. Человек – единственная вершина эволюции, он совершенен, выше, лучше всех других живых существ.

Да                    Нет

6. Подчеркните имена авторов, с  творчеством которых Вы знакомы:

Александр Марков, Станислав Дробышевский, Александр Соколов, Игорь Прокопенко.

7. Какие книги, теле- или радиопередачи, интернет-сайты, посвященные теме эволюции человека, Вам известны?

Первые пять вопросов требовали только краткого ответа: «да» или «нет», в вопросе №6 требовалось подчеркнуть имена авторов, с которыми знакомы учащиеся, а вопрос №7 подразумевал развёрнутый ответ.

Нами были опрошены 413 учеников самой обыкновенной средней общеобразовательной школы №38 города Твери. В начале работы мы предполагали, что большинство школьников согласится с утверждениями, содержащими мифологические представления. В целом же, картина такова:

  • 53% ответов на первые пять вопросов – отрицательные, где ученики не соглашаются с мифологическими представлениями об эволюции человека.
Диаграмма №1. Результаты опроса
Диаграмма №1. Результаты опроса
  • Самыми популярными мифами среди опрошенных оказались мифы о методах определения эволюционного родства и о том, что человек – вершина эволюции. Возможной причиной распространенности мифа о методах определения эволюционного родства является недостаточная осведомлённость учащихся в том, на чём основываются современные принципы систематики. В школьной программе с биологической систематикой ученики начинают знакомиться ещё в пятом классе, где определение видов базируется в основном на анатомическом и морфологическом критерии. С другими критериями и самим понятием биологического вида школьники знакомятся в курсе общей биологии в старших классах. Миф о «вершине эволюции», вероятно, является следствием антропоцентризма в мировоззрении человека. Опять же, возвращаясь к школьной программе: в учебниках человек скорее противопоставляется другим живым организмам. Тема, посвящённая эволюции человека, в учебнике биологии 10 класса так и называется: «Человек как уникальный вид живой природы». С позиции гуманитарных предметов школьного курса, таких как обществознание, данное суждение выглядит весьма убедительно, так как здесь объектом изучения является человек и то, что им создано.
  • Наименее распространённый миф – миф о том, что современные обезьяны должны превращаться в людей. Кстати, очень интересно, что этот миф не нашёл широкой поддержки среди опрошенных, хотя вопрос «если люди произошли от обезьян, то почему обезьяны не превращаются в людей?» звучит от самих же учеников довольно часто.
  • В сравнении по параллелям наибольший процент согласившихся с утверждениями наблюдался в пятых классах. Это объясняется тем, что учащиеся только начинают знакомиться с биологией как наукой. Причины распространённости мифов в седьмых и восьмых классах объяснить сложнее, и это требует дальнейших исследований. Наименьший процент согласившихся с мифологическими представлениями наблюдался в десятых и одиннадцатых классах. Возможно, это связано с тем, что после девятого класса часть учащихся уходит в колледжи или техникумы, и остаются в основном те, кто планирует после школы поступать в высшие учебные заведения. А это, в свою очередь, предполагает более высокий уровень заинтересованности науками. Однако этот вопрос требует дальнейших исследований.
Диаграмма №2. Результаты опроса. Сравнением по параллелям.
Диаграмма №2. Результаты опроса. Сравнением по параллелям.
  • Два вопроса нашей анкеты были посвящены тому, из каких источников современные школьники получают информацию об антропогенезе. Здесь мы столкнулись с определённым несоответствием: участники опроса часто указывали имена авторов, не называя их работ. То есть, велика вероятность того, что данные ответы давались случайным образом. Проведя статистический анализ, мы убедились в правоте нашего предположения: корреляция была слабой или очень слабой. Исключение составил только телеведущий, популяризатор различных лже научных теорий о происхождении человека – Игорь Прокопенко: в данном случае корреляция средняя. Причиной тому – вечно включенный телевизор, и, заметьте, не школьники его обычно включают! Мамы, папы, бабушки и дедушки смотрят эту ересь! Не удивительно, что данный субъект знаком школьникам.

По итогам исследования была выявлена значительная распространённость ненаучных представлений среди учащихся, особенно в пятых и седьмых классах. Мы решили провести просветительское мероприятие, направленное на развенчание мифов об антропогенезе – «Сеанс чёрной магии с полным её разоблачением» –  среди учащихся седьмых классов. Хотелось бы отметить, что ученики с интересом слушали доклад, задавали вопросы, а также, большинство участников признали проведение подобных мероприятий необходимым. После прочитанного доклада ученикам было предложено пройти тестирование по теме, дабы оценить эффективность нашего мероприятия. В целом, большинство учеников справились с заданиями, набрав достаточное количество баллов за тест.

Также мы предложили учителям нашей школы принять участие в исследовании. Хотя выборка по учителям была очень небольшой (6 человек), выяснилось, что среди педагогов мифы об эволюции человека распространены достаточно широко. Но выводы делать рано, и это требует дальнейших исследований.

Кроме того, данная анкета была предложена студентам четвертого курса биологического факультета Тверского Государственного Университета. Распространённость мифов среди них была ниже, чем среди учащихся школы и педагогов. Но так же, как и среди учеников, самыми распространёнными мифами оказались мифы об определении эволюционного родства и о том, что человек – единственная вершина эволюции.

По результатам исследования хотелось бы отметить, что мифы действительно достаточно широко распространены. Также нужно сказать, что необходимо популяризировать популяризаторов, так как, по результатам опроса, большинство людей не знакомы с популяризаторами науки и их работами. Но самое важное, что хотелось бы отметить – распространять научные сведения и достоверные источники может каждый. Это не так сложно! Благо, сейчас научные данные доступны всем. Существует масса источников, где последние данные современной науки опубликованы в простой и понятной форме. Популяризация науки – важное и нужное дело!

В работе мне помогали научные руководители – Матвеев Юрий Алексеевич (преподаватель биологии) и Лавриненко Полина Владимировна (школьный психолог). Эти люди помогали мне во всём и поддерживали идею. Новиков Дмитрий Игоревич (преподаватель истории и классный руководитель), помогавший в проведении анкетирования. Спасибо Бурцевой Наталье Юрьевне, редактировавшей этот текст. Отдельное спасибо Станиславу Владимировичу Дробышевскому, согласившемуся оценить эту работу и предложившему её опубликовать. Спасибо тем, на чьих трудах основана моя работа в плане развенчания мифов об антропогенезе: Александру Борисовичу Соколову, Станиславу Владимировичу Дробышевскому, Александру Владимировичу Маркову. Хотелось бы поблагодарить лекторий «Живое слово» и его организатора – Любовь Кукушкину. Благодаря мероприятиям, которые лекторий проводит в нашем городе, люди могут знакомиться с наукой из первых уст. И, конечно, спасибо Великому Предку пургаториусу – он просто замечательный!

Автор: Бурухина Екатерина Андреевна, ученица 9 класса, средней школы №38 г. Твери.


Catalog gominid Antropogenez.RU