Иван Затевахин в Петербурге: копытные киты и дорудон Мурзик

Когда заходит спор об эволюции, часто в качестве примера пресловутых «переходных звеньев» вспоминают австралопитеков, эректусов и других предков человека, открытых антропологами. Но, может быть, еще более яркая иллюстрация эволюции – ряд ископаемых предков китов, благодаря находкам которых происхождение китообразных известно палеонтологам в подробностях.

По каким причинам небольшие сугубо наземные животные променяли копыта на ласты и в конечном итоге превратились в огромных морских млекопитающих? 31 марта петербуржцам рассказал об этом популярный телеведущий Иван Затевахин, выступивший в рамках проекта «Научная Станция». Ивана Затевахина знают благодаря телепередачам, но он ещё и учёный-биолог, защитивший диссертацию на тему поведения и экологии дельфинов и много лет изучающий китообразных. Из увлекательного выступления зрители узнали о фантастических китах с гибкой шеей и с небольшим хоботом; древних китообразных, выползавших размножаться на сушу; о предках усатых китов, у которых были и зубы и усы, и даже о современном «живом ископаемом» - ките-пигмее, очень похожем на древнего цетотерия. Как эволюционировала эхолокация? В какой момент разошлись дорожки зубатых и усатых китов? Более 200 участников «Научной станции» внимательно слушали рассказ учёного, за которым, благодаря качественной трансляции «Лаборатории научных видео», можно было следить и онлайн.

Украшением мероприятия стал череп древнего кита дорудона, распечатанный на 3d-принтере Павлом Красновым (в мастшабе 1:2). Великолепное ископаемое красовалось на сцене во время доклада… а потом покинуло зал вместе с одной из слушательниц, купившей череп для своей дочки (домашний дорудон уже получил имя «Мурзик»).

Во второй части мероприятия на сцене появилась известная научная журналистка Евгения Тимонова, начавшая диалог с докладчиком с провокационного вопроса: «Почему вы так ненавидите дельфинов?» За шуткой последовал вполне серьезный научный диалог, в ходе которого поговорили о скачках интеллекта у китообразных, об агрессивности дельфинов и даже о дельфиньих бабушках.

Затем микрофон был отправлен в зал, и спикерам пришлось отвечать на непростые вопросы слушателей. Каждый из докладчиков выбрал самый удачный, по его оценке, вопрос, авторы которых получили книги с автографами в подарок.

В фойе участники мероприятия могли сфотографироваться с черепами древних гоминид, закупиться книгами от «Архэ» или приобрести сувениры, которые можно было оплатить «пингвинопитеками» - внутренней валютой «Научной Станции».

Под занавес Александр Соколов, ведущий мероприятия, объявил предварительную дату 10-го юбилейного форума «Учёные против мифов» - 15 июня, Москва. Желающие среди первых получить билет на форум могут прислать заявку на e-mail g_souris(at)mail.ru, указав в теме "УПМ-10" (либо написать в личку Георгию Соколову https://vk.com/yakuzo).

Благодарим:

Фото - Надежда Венедиктова, Вячеслав Антонов