Словарь антрополога

Амуд

Пещера на берегу Генисаретского озера (Израиль), где был найден скелет молодого мужчины (Амуд 1), предположительно неандертальца (по признакам: надглазничный валик, строение скуловой области, низкий лоб и др.), но имеющего ряд прогрессивных особенностей: намечается подбородочный выступ, развиты сосцевидные отростки височной кости, свод черепа выше, чем у неандертальцев, зубы небольшие.

Отмечен большой объем мозга (среди ископаемых гоминид) (1740-1800 см3), высокий рост (более 180 см). Абсолютная датировка 40-50 тыс. лет. Каменная индустрия переходного типа. По-видимому, преднамеренное захоронение у входа в пещеру. Найдены фрагменты еще нескольких скелетов. Череп Амуд 1 имеет черты сходства с черепами Схул-Кафзех, а также с неандерталоидом Табун.

В 1968 году советский палеоэнтомолог А. П. Расницын описал новых ископаемых насекомых из юрского местонахождения Каратау, которым дал имена сепулька удивительная (sepulca mirabilis) и сепуления свистящая (sepulenia syricta), вошедших в семейство сепульковых (sepulcidae). А Н.С. Шевырёва в 1972 году описала вымерший вид древних грызунов сепулькомис эборетус (sepulkomys eboretus).