Достающее
звено

Методы антропологии: Анатомия, морфология, физиология и генетика

Фрагмент из книги:
Достающее звено

Специально для портала "Антропогенез.РУ".
Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Анатомия – наука, изучающая план строения тела, в нашем случае – человеческого или обезьяньего.

Морфология – наука, изучающая изменчивость строения тела.

Физиология – наука, изучающая работу органов и систем органов.

Генетика – наука, изучающая код, которым в наследственном аппарате записана информация о строении, функционировании и поведении организма.

Чаще всего неспециалисты путают анатомию и морфологию. В действительности, их различия просты и очевидны. Анатомия – это глобальный список того, что есть. Морфология – это ещё более глобальный список того, каким это что-то может быть, надстройка над анатомией, изучающая изменчивость этой анатомии. Например, анатомия гласит, что на руке пять пальцев, в каждом пальце столько-то фаланг, есть такие-то нервы и этакие-то мускулы. Мофология гласит, что пальцы могут быть короткие и толстые, могут быть длинные и узкие, сосуды могут ветвиться так, а могут и эдак. Физиология гласит, что приводит в движение пальцы, какие биохимические процессы при этом задействуются. Генетика говорит, что число и форма пальцев закодированы в таких-то генах.

Эти четыре науки являются базисными для всей антропологии и для антропогенеза в частности.

Смежными науками являются также эмбриология и молекулярная биология.

Эмбриология – наука о ранних стадиях формирования организмов, для человека – до момента рождения.

Молекулярная биология – наука, во многом связанная с генетикой, но изучающая в основном практические, прикладные стороны влияния генотипа на организм (прикладные не с точки зрения меркантильных интересов людей, а с точки зрения самого организма) – связь генов и белков, строение и функции ферментов, гормонов и прочих активных веществ в организме.

Эмбриология в исследованиях по антропогенезу задействуется довольно редко, в силу свой специфики и специфики палеоантропологических материалов. Однако она имеет замечательное иллюстративное значение. В союзе с генетикой эмбриология даёт понимание единства всех живых организмов, а уж родство человека с остальными приматами тут просто очевидно.

Молекулярная биология, бурно развивающаяся в последние десятилетия, в настоящее время во многих странах даже начинает вытеснять классическую антропологию (по крайней мере – расоведение). Анализ внешних признаков, преобладавший в антропологии в прошлом, постепенно сменяется анализом первопричин этих признаков на молекулярном уровне. Однако, антропогенез ещё очень далёк от поглощения "молекулярщиками", даже блестящие эксперименты по выделению и исследованию ДНК неандертальцев пока не дали принципиально новых знаний о них в сравнении с классическими морфологическими и археологическими исследованиями ("молекулярщики", ясно, с этим не согласятся).

Дальше: Палеоантропологические методы
Назад: Методы антропологии

Когда [шимпанзе] Рафаэль не проявлял большого интереса к пище, то в качестве «награды» использовали живую кошку, помещенную в ящик и выскакиваю­щую из него каждый раз после того, как крышка открывалась. Это был для шимпанзе очень сильный раздражитель.

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 141.