В сухой период пожары на австралийском Севере случаются чуть ли не каждый день, ведь все вокруг сухое, как трут, от малейшей искры разгорается огонь; мгновенно охватывающий обширные площади в несколько сот километров. Для этого не нужно горящей спички или окурка сигареты. Достаточно осколка пивной бутылки, фокусирующего солнечный свет. Огонь быстро распространяется, тем более что некоторые эвкалипты сбрасывают старую кору, которая легко воспламеняется.
О трудности изучения аборигенов Австралии и Океании
Политическая ситуация вкупе с тропическим климатом привели к почти полному отсутствию палеоантропологических материалов из Меланезии; крайняя удалённость от всего на свете – к их недостатку и плохой изученности в Микронезии и Полинезии.
С другой стороны, всё это упрощает жизнь палеоантрополога: ему приходится проанализировать на порядок меньше информации, чем при разработке проблем возникновения европеоидов или монголоидов.
Австралия
Австралийских аборигенов только ленивый не называл примитивными и архаичными. Да оно и не страшно – живут далеко, бумеранг не докинут. Им чаще, чем остальным, доставались эпитеты "древнейших" и "первобытных". В этом отличились почти все крупные антропологи, исключая разве что самых мегаполиткорректных современных западных, рассуждающих порой о нелёгких судьбах "австралийской цивилизации" (наглядный пример см.: Satterthwait, 1980; выводы автора прямо обратны тому, что видно из его же таблицы).
Таковы крайности – либо помесь с питекантропом, либо цивилизация.
Поскольку этнография не входит в круг наших проблем, сразу распрощаемся с "цивилизацией": это понятие необходимо включает наличие производящего хозяйства, государственного устройства, мощной социальной иерархии, письменности, бюрократии, законов, городов, ремесленной специализации, большой численности и плотности населения, наконец. Ничем этим в Австралии и близко не пахло. Факт, что австралийцы до последнего обладали примитивнейшей материальной и духовной культурой, ещё примитивнее она была разве что у родственных тасманийцев. Это даже создаёт трудности для этнографического описания аборигенов – писать почти не о чем: палка-копалка, копьё, бумеранг, ветровой заслон, "время снов", дух-предок с непроизносимым названием. Даже племенной структуры у австралийцев фактически не было, группы строились в основном на родственной и языковой основе. Модные рассуждения о необычайных богатстве и художественности мифологии аборигенов разбиваются в пыль при первых попытках ознакомиться с оригиналами записей этих мифов. Кто-то на планете должен был оказаться на самом низком культурном уровне – и эту сомнительную честь австралийцы разделили с тасманийцами. Но значит ли это, что и морфологически аборигены являются самыми примитивными? Человеческий разум склонен обобщать и строить закономерности. Примитивная культура – примитивное строение, и первое вытекает из второго. Логично. Удобно, опять же: можно зачислить аборигенов в состав фауны и отстреливать вместе с сумчатыми волками и эму как "вредителей сельского хозяйства", что, собственно, успешно и делалось в течение сотни лет.
Каковы же антропологические факты?
См. также: