English Deutsch
Новости
Достающее
звено

Культура кроманьонцев

Отличались у них не только физические черты. Кроманьонцы обладали намного более совершенной культурой. Неизмеримо выросла техника изготовления орудий. Они стали изготавливаться с пластин – специально подготовленных узких и длинных заготовок, что позволило выделывать куда более изящные и разнообразные орудия, чем мустьерские остроконечники.

Жилище неоантропа.
						Государственный Дарвиновский музей, Москва.
						Фото любезно предоставлено Дарвиновским музеем.
Жилище неоантропа.
Государственный Дарвиновский музей, Москва.
Фото любезно предоставлено Дарвиновским музеем.

Кроманьонцы широко использовали для изготовления орудий также кости животных. В итоге, разнообразие культур верхнего палеолита непомерно превосходит вариации мустье: если мустьерские орудия во Франции и на Алтае почти неотличимы, то в эпоху верхнего палеолита даже рядом соседствовавшие группы людей могли иметь резко отличные орудия. Выросло техническое оснащение людей – уже в начале эпохи верхнего палеолита появилась копьеметалка, а в конце – лук и стрелы. О населении Африки и Азии времени верхнего палеолита известно гораздо меньше, чем о населении Европы. Однако принципиально они были схожи как в биологическом, так и в культурном плане.

Существеннейшим явлением является расцвет верхнепалеолитического искусства. В пещерах Франции, Испании, Италии и Урала сохранились превосходные образцы наскальной живописи, в слоях стоянок от Бретани до Байкала обнаружены статуэтки людей и животных, сделанные из костей, бивней мамонта и известняка. Рукоятки ножей и копьеметалок украшались затейливой резьбой. Одежда украшалась бусами и раскрашивалась охрой.

Искусство, видимо, имело в то время магическое значение. Изображения животных сопровождаются знаками стрел и копий, призванных облегчить предстоящую охоту. Судя по следам подростков в глине перед пещерными росписями, здесь проводилось и посвящение в охотники. Конечно, мы можем лишь предполагать истинное значение этих следов духовной жизни наших предков, но её богатство и принципиальное сходство психики людей тех времен с нашей несомненно.

Поселения людей верхнего палеолита обычно представляли собой регулярно посещаемые охотничьи стоянки. Тут строились жилища, шла жизнь общества, справлялись ритуалы, хоронили умерших. Ритуальная практика достигла своего расцвета. В могилу с усопшим кроманьонцы клали орудия, копья, каменные ножи, многочисленные украшения. При этом погребение часто засыпалось красной охрой, сверху иногда покрывалось костями мамонтов. Очевидно, в это время возникают представления о загробном мире.

В эпоху верхнего палеолита человек приручил волка, превратив его в собаку. Так человек начал сам активно влиять на процесс видообразования у животных, осуществляя искусственный отбор.

Дальше: Откуда пришли кроманьонцы?
Назад: Неоантропы (время верхнего палеолита). Возникновение Homo sapiens sapiens

11 февраля - Ученые Против Мифов в Петербурге

Интересно

А какой фурор, по воспоминаниям Тимирязева, про­извели в пятидесятых годах прошлого века лекции-представления заезжего немецкого антрепренера, при помощи волшебного фонаря познакомившего петер­буржцев с космогонической теорией Лапласа и геологи­ческой историей Земли. «Едва ли не в первый раз рус­ская широкая публика, - писал Климент Аркадьевич, - заговорила об юрском море, о лесах каменноугольной формации, об ихтиозаврах и плезиозаврах, причем не обходилось и без неодобрительно покачивавших голо­вою, недоумевавших - "куда же делась духовная цен­зура?"». К естествознанию пока относились с большим недоверием.

Черненко Г.Т., Тимирязев в Петербурге-Петрограде, Л., «Лениздат», 1991 г., с. 18. Предоставлено Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU