English Deutsch
Новости
Достающее
звено

Какой тип является исходным для полинезийцев?

Фрагмент из книги:
Достающее звено
Достающее звено

Специально для портала "Антропогенез.РУ". 
Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Всё же, по большинству наиболее важных особенностей полинезийцы ближе к индонезийцам; в сумме они могут быть описаны как укрупнённый специфический вариант индонезийцев с некоторой меланезоидной примесью, а "лапитцы" закономерно занимают место "недостающего звена".

Маори
						Источник: http://www.clemson.edu/caah/history/
						facultypages/pammack/
						lec124/newzealand.html
Маори
Источник: http://www.clemson.edu/caah/history/
facultypages/pammack/
lec124/newzealand.html

Совокупность всех рассмотренных данных позволяет отвергнуть "модель меланезийского происхождения" и основные положения "тройной модели" заселения Полинезии, поскольку становится очевидным, что первоначальным обликом носителей культуры лапита не был меланезоидный, а комплекс этот сложился ещё до заселения в Западную Полинезию. Из находок следует, что эти люди имели свой специфический облик и были менее схожи с нынешними меланезоидами, чем с полинезийцами. Меланезоиды на части ныне меланезийских островов появились, видимо, довольно поздно. Особенно это касается Фиджи.

Выбор между классическими концепциями "скоростного экспресса" и "медленного плавания" затруднителен, поскольку имеющиеся антропологические данные, во-первых, не дают полной хронологической картины, во-вторых, могут быть интерпретированы в пользу обеих версий. Представляется, что крайние варианты неверны, а умеренные сходятся в "золотой середине".

Исходным типом полинезийцев был всё же южномонголоидный индонезийский, возможно, похожий на тип жителей Молуккских островов или архипелага Сулу. В ходе продвижения вдоль северной границы Меланезии эти люди частично метисировались с меланезоидами. Смешение могло начаться ещё в восточной Индонезии, хотя нигде не было слишком интенсивным, поскольку на всём ареале носители культуры лапита выглядят довольно "немеланезоидно".

Вероятнее всего, протополинезийцы охотно брали в жёны меланезоидных женщин (гаплогруппы мтДНК полинезийцев и меланезоидов во многом совпадают), иногда включали в свой состав и мужчин (часть гаплогрупп Y-хромосомы у полинезийцев тоже "меланезоидная"), но обратного потока генов почти не было.

Такая неравновесность, вероятно, объясняется замкнутостью меланезийских общин и разницей образов жизни – осёдлого у меланезийцев и кочевого у протополинезийцев. Несмотря на длительность контактов, усреднения признаков не происходило, а индонезийский комплекс оставался основным. Иначе невозможно объяснить особенности черепов с Фиджи, из коих как минимум Ялоби выглядит уж очень "индонезийски". Возможно, первые группы протополинезийцев продвигались довольно быстро, так что на Фиджи оказались наименее метисированные группы, а оставшиеся позади или в стороне "генеральной линии миграции" дольше и больше смешивались с меланезоидами. Так, в Коне на Новой Каледонии поздняя культура лапита ассоциирована с черепом, который вписывается в рамки изменчивости меланезоидов, при том, что его нижняя челюсть "лапитская". Человек из Баун на острове Лоу "нелапитской культуры позднелапитских времён" имеет "лапитскую" челюсть с "нелапитскими" зубами. "Постлапитский" череп из Мангалилию на Вануату уже выраженно меланезоидный.

Аборигены Тонга
							Источник: http://ds-lands.com/tonga/
Аборигены Тонга
Источник: http://ds-lands.com/tonga/

Особое внимание стоит обратить на однообразие людей культуры лапита, происходящих с самых разных островов – от Новой Гвинеи до Тонга; впрочем, сравнивать приходится почти только признаки нижней челюсти. Вместе с тем, краниологический тип носителей культуры лапита довольно специфичен и не полностью совпадает с современным полинезийским, а потому может быть назван лишь "протополинезийским". Собственно полинезийский комплекс сложился, видимо, уже в течение нашей эры непосредственно в самой Полинезии, очевидно, на Тонга и Самоа.

Локальные варианты большей части Полинезии возникали почти мгновенно в силу "эффекта основателя" в ещё более поздние времена.

Судьба фиджийских популяций вырисовывается следующим образом: древнейшие изученные останки времён лапита выглядят "не меланезоидно", но очень "индонезийски", так что меланезоидность современного населения может быть весьма поздней, даже восходящей уже ко времени как минимум после второго века нашей эры, если судить по костям из Сигатока. Объясняется ли уклонение облика современных фиджийцев в полинезийскую сторону сохранением генов исходного населения культуры лапита или позднейшей примесью с Тонга и Самоа – неясно. Учитывая минимум контактов в исторические времена, первая версия выглядит предпочтительной.

Продолжение следует...

Назад: Ископаемые находки полинезийцев

Интересно

«Развращение нравов дошло до того, что глуповцы посягнули проникнуть в тайну построения миров и открыто рукоплескали учителю каллигра­фии, который, выйдя из пределов своей специальности, про­поведовал с кафедры, что мир не мог быть сотворён в шесть дней. Убогие очень основательно рассчитали, что если это мнение утвердится, то вместе с тем разом рухнет всё глуповское миросозерцание вообще. Все части этого миросозерцания так крепко цеплялись друг за друга, что невозможно было потревожить одну, чтобы не разрушить всего остального. Не вопрос о порядке сотворения мира тут важен, а то, что вместе с этим вопросом могло вторгнуться в жизнь какое-то совсем новое начало, которое, наверное, должно было испортить всю кашу. Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская жизнь поражала их своею цельностью, и спра­ведливо приписывают это счастливому отсутствию духа ис­следования».

Салтыков-Щедрин М.Е., История одного города. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU