English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Борис Федорович Поршнев об ускорении истории

Вывод: всякая периодизация  любого исторического  процесса, пусть относительно недолгого, если она мало-мальски объективна,  т.  е.  ухватывает   собственный  ритм   процесса,  оказывается акселерацией, ускорением. Это  значит, что периоды,  на которые его разделили историки, не равновелики,  напротив, как  правило, один за другим все короче во  времени. Исключением являются  лишь такие ряды  дат, которые  служат  не периодизацией, но простой хронологией событий, например царствований и т. п.

В долгих эпохах, на которые делят  мировую историю, акселерация  всегда выражена наглядно. Каменный век длиннее века металла, который в свою очередь длиннее века машин.  В  каменном  веке  верхний  палеолит  длиннее мезолита, мезолит длиннее  неолита. Бронзовый  век длиннее железного. Древняя  история длиннее средневековой, средневековая  длиннее новой, новая длиннее новейшей. Принятая периодизация внутри любой из них рисует в свою очередь акселерацию.

Конечно, каждая схема периодизации может отражать субъективный  интерес к  более  близкому. Можно также возразить, что просто мы  всегда лучше знаем то,  что хронологически ближе к нам, и  поэтому объем  информации заставляет выделить такие неравномерные отрезки.

Однако периодизация мотивируется не поисками равномерного распределения учебного  или   научно-исследовательского   материала   в   пусть   неравные хронологические  ящики, а качественными  переломами  в ходе  того или  иного развития. Да и  невозможно отнести приведенные  возражения к далеким эпохам, изучаемым  археологией,  где не может заметно  сказываться  преимущественная близость той или иной культуры к нашему времени.

Словом,  мы замечаем,  что река истории ускоряет  свой бег, даже  изучая отдельные  ее струи.  Те  или  иные  процессы  иссякают, кончают  свой  цикл предельного ускорения,  ибо он  сходящийся ряд,  но  тем временем другие уже набирают более  высокие скорости.

Б.Ф.Поршнев. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). Издательство "Мысль", Москва, 1974 г.


Интересно

Получив травму, шимпанзе обращают­ся с пораненным местом так, что большин­ство людей испытывало бы при этом силь­ную боль; это позволяет думать, что шим­панзе, возможно, менее чувствительны к боли, чем человек. Однако значительные различия в отношении к боли обнаруживаются и у людей - представителей различ­ных культур. Чувствительность к темпера­туре у шимпанзе и человека, вероятно, одинакова: обезьяны обычно избегают па­лящего солнца и в сильную жару расслаб­ленно лежат в тени, а когда холодно - дрожат и выглядят очень несчастными.

Джейн Гудолл. Шимпанзе в природе: поведение. М., «Мир», 1992 г.

Catalog gominid Antropogenez.RU