Мир антропологии

Где ты, шимпанзиный гений? Об интеллектуальных и физических возможностях шимпанзе

Необходимо подчеркнуть огромную физическую силу шим­панзе.

По данным Бауманна, работавшего с динамометром, взрослая самка шимпанзе сильнее хорошо развитого юноши в среднем в 3,6 раза, а взрослый самец - в 4,4 раза. Как сооб­щает Ворден, самец шимпанзе, весящий 54 кг, выжал на ди­намометре 330 кг.

Разгневанная самка выжала обеими руками 504 кг.

Из сотни исследованных студентов только один, обла­давший атлетическим телосложением, сумел обеими руками выжать на динамометре 200 кг. Наряду с огромной физиче­ской силой шимпанзе обладает большой утонченностью и точ­ностью движений. Он в состоянии поднять с пола швейную иглу, вскарабкаться на вершину высокого дерева, держа в руке рюмку или карманные часы. В таких случаях какие-либо сомнения или опасения владельца вещи оказываются лишен­ными всякого основания, так как шимпанзе через некоторое время возвращает ему предметы совершенно неповрежден­ными.

Стоит отметить значительные индивидуальные различия шимпанзе. С уверенностью можно сказать, что это относится и к другим видам обезьян, однако шимпанзе мы знаем го­раздо лучше. Все ученые, наблюдавшие шимпанзе, единодушно отмечают невозможность найти среди них двух особей с оди­наковыми чертами. Внешний вид, темперамент, интеллект и способности - все это у шимпанзе не в меньшей степени изменчиво, чем у человека. Поэтому мы не знаем и не можем знать максимума того, к чему вообще способны эти животные. Гениальные люди встречаются редко; нужно перебрать десятки тысяч посредственных индивидуумов, пока удастся обнаружить гения. Если же говорить о шимпанзе, то следует отметить, что в отношении них эксперименты проводились лишь с несколь­кими десятками особей, имена которых все время повторяются в литературе и известны каждому, кто ознакомился с этой отраслью  знаний.   Нуева,  Султан,   Чика,  Альфа,  Чим, Гуа, Анума, Иони, Рафаэль, Роза, Парис, Вики - все это наши ста­рые  знакомые.  Поэтому  весьма  трудно  представить,  чтобы среди именно этой столь небольшой группы можно было встре­тить особь с наибольшими из возможных способностями.

Мо­жет быть, гений рода шимпанзе проживает где-либо в афри­канских зарослях, однако мы не знаем его, а он в примитив­ных условиях своего быта не имеет подходящего случая для того, чтобы обнаружить все свои способности.

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 48-50.

Когда в 1817 г. с корабля спускали лошадь для короля Помаре, канаты лопнули, и ло­шадь упала в воду; туземцы [таитяне] немедленно спрыгнули за борт и своими криками и тщетными усилиями помочь животному чуть не утопили его. Но как только лошадь добралась до берега, все население бросилось бежать, стараясь спрятаться от этой «носящей человека свиньи», как они окрестили лошадь.

Чарлз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». Москва, ГИГЛ, 1953 г.,  с. 441.