English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Как аборигены Австралии получили гражданские права

Три года назад коренные австралийцы получили одинаковые с европейцами гражданские права, в том числе и избирательное право. При этом возникло множество новых проблем, например проблема трудоустройства аборигенов. Раньше некоторые из них выполняли ручную работу за относительно небольшую плату, устанавливаемую обычно по договоренности с работодателем. Ко­гда австралийский федеральный парламент принял закон о пра­вах коренного населения, работодателям пришлось оплачивать труд аборигенов так же, как труд белых австралийцев (не мень­ше 45 австралийских долларов в неделю). 

В результате неквали­фицированный труд аборигенов стал обходиться работодателям дорого и они потеряли к нему всякий интерес. Исключение со­ставляли владельцы или управляющие скотоводческими станция­ми и овцеводческими фермами, где аборигены-гуртовщики были совершенно незаменимы.

С установлением гражданских прав аборигенов возникла ещё одна немаловажная проблема - алкоголизм. Раньше аборигенам строго запрещалось употреблять спиртное и закон сурово нака­зывал всякого, кто продавал коренным австралийцам алкоголь­ные напитки или спаивал их. Позднее эта «дискриминация» была отменена законом. Аборигены, в течение многих веков привык­шие к кочевому образу жизни, вдруг оказались в совершенно но­вых условиях: если они работали, то получали относительно при­личные деньги, на которые могли купить себе все, что хотели. Естественно, что они кинулись на когда-то запретный для них плод и начали тратить заработанные доллары на спиртные на­питки. Австралийское правительство поначалу стремилось отнес­тись к этому великодушно - оно не отняло у аборигенов их права тратить собственные деньги так, как они считают нужным, рас­считывая на то, что постепенно с помощью системы резерваций и правительственных поселений оно приучит аборигенов к евро­пейскому образу жизни. Отчасти это удается.

В какой-то мере удалось подчинить аборигенов строгим пра­вилам; некоторые из них начали экономить деньги и оставлять часть зарплаты на хранение управляющему поселением, чтобы купить ружье, транзисторный приемник или даже подержанную машину. В правительственных поселениях продажа алкогольных напитков аборигенам строго запрещена.

К сожалению, плохой пример часто подают им белые жители поселений, на которых это правило не распространяется.

Аборигены завозят алкоголь в поселение контрабандой или другими способами. Обычно в субботу после получения зарплаты (каждые две недели) они заказывают автобус и едут коллективно в ближайший городок, где в трактире могут покупать спиртного столько, сколько им заблагорассудит­ся. На другой день, часто без цента в кармане, они возвращаются в поселок и вымаливают у управляющего аванс до следующей зарплаты, не имея ни гроша даже на хлеб. Поэтому в некоторых поселениях при выдаче заработной платы управляющие предус­мотрительно удерживают у аборигенов некоторую сумму. И ча­сто это здорово выручает их.

Каждое правительственное поселение для аборигенов разде­лено на две части: одна для белых, другая для аборигенов. Бе­лые живут в удобных одноэтажных домиках со всеми современ­ными удобствами (кондиционированный воздух или система вен­тиляции, ванна, холодильник, электричество, вырабатываемое ди­зельным агрегатом). В лагере аборигенов жилища трех типов. Самые простые представляют собой что-то вроде будки из рифле­ного железа, обычно окрашенного в зеленый цвет, в большинстве своем с глиняным полом, без каких-либо удобств. Душевая и уборные - общие и находятся в специальном помещении. Второй тип немного напоминает наши простые дачные домики. Сделаны они из алюминиевого прокатного листа, но их размеры поболь­ше. Они стоят на бетонном фундаменте и имеют веранду. Но и здесь санитарные узлы общие. Домики третьего типа ни своей ве­личиной, ни удобствами не отличаются от домов белых австра­лийцев. Аборигены, уже привыкшие жить в домах первого типа и освоившие основные правила гигиены, переселяются в дома вто­рого, а затем и третьего типа. Но подавляющее большинство або­ригенов живет, разумеется, в домах первого и второго типов. Электричества зачастую в лагере нет. Пользуются аборигены по старинке огнем. Большую часть времени они проводят на веранде или перед домом у очага. В доме только спят. Внутреннее убран­ство домов очень простое: несколько циновок и одеял, кое-какая посуда (в основном пустые консервные банки). Кровати, стол и стулья имеют лишь некоторые семьи, здесь это скорее исключе­ние.

В Бамьили живет около 450 аборигенов из четырех различ­ных племен и человек тридцать белых австралийцев, которые за­нимают руководящие посты и выполняют квалифицированную работу. Аборигены помогают на кухне, снабжают поселение дро­вами, убирают мусор, ухаживают за газонами и работают на ферме, где выращивают овощи для всего поселения. Наиболее способные обучаются в хорошо оснащенных мастерских различ­ным ремеслам и обращению с современной техникой - тракторами, автомашинами, различным оборудованием. Некоторые рабо­тают по соседству в Бесуике на скотоводческой станции и учатся ухаживать за скотом. Их жены в основном сидят дома - лишь некоторые помогают в домашнем хозяйстве белым, убирают в школе или выполняют подсобную работу в яслях и больницах. Желающие могут в течение нескольких месяцев посещать в мест­ной школе курсы домоводства, где их учат шить, готовить пищу, воспитывать детей. Аборигены не обязаны работать. Но в этом случае теперь они лишаются пособия. Кроме того, с тех пор как они были уравнены в правах с белыми, они перестали бесплатно получать продукты и предметы первой необходимости. Однако некоторых отсутствие работы нисколько не волнует. Охотники каждое утро уходят на промысел в буш, проводят там целые дни, а сахар, чай, муку и табак получают от своих работающих род­ственников.


Йозеф Бринке, Окно в каменный век, М., «Мысль», 1975 г., с. 85-86.
 


Интересно

Я рад, что избегал полемики, и этим я обязан Лайеллю, который ещё много лет назад, по поводу моих геологических работ, настоятельно рекомендовал мне никогда не ввязываться в полемику, так как она редко приносит пользу и не стоит той потери времени и того плохого настроения, которые она вызывает.

Чарльз Дарвин

Catalog gominid Antropogenez.RU