English Deutsch
Новости
Мир антропологии

О сообразительности слонов

Н'Думе рос и учился. Он постигал движения, но вначале они выглядели очень комично; он принимал десятки поз, в которых редко приходится видеть взрос­лых животных. Еще позже Н'Думе освоил сложные двигательные комплексы. Со временем он научился пол­зать на брюхе, перекатываться через спину, волочить задние ноги, словно раненый олень, и усаживаться с опущенными ушами наподобие собаки.

Много хлопот доставлял ему хобот. В первый год он и не подозревал, что можно утолять жажду с помощью хобота; он становился на колени на берегу реки и, дер­жа хобот подальше от воды, пил ртом, как и другие юные слонята. Постепенно, играя кончиком хобота в воде, он методом проб и ошибок научился всасывать воду, удерживать ее в поднятом хоботе и затем выли­вать себе в рот. Часто вместе с водой попадал песок, и тогда он яростно тряс кончиком хобота и скручивал его в узлы. Он научился расслаблять его, покачивав и вращать им, и, так проверяя все его возможности, Н'Думе стал ловко орудовать хоботом.

Хобот слона — многоцелевой «инструмент», выпол­няющий сразу функции верхней губы и носа, он со­стоит из множества мышц, каждая из которых повину­ется лишь определенному сигналу центральной нервной системы. И не удивительно, что Н'Думе так долго по­стигал его бесчисленные возможности. Когда внутри хо­бота чувствуется зуд, он сворачивает его в кольцо под передней ногой. На кончике хобота растут крохотные волосики, с помощью которых, по-видимому, слоны оп­ределяют форму, строение и температуру предмета, а также устанавливают, откуда доносится запах.

Тонкий Бивень пользовалась своим хоботом с уди­вительным мастерством, часто помогая ногами или пин­иями. То хобот служил сосудом для собирания песка, отброшенного ногой при рытье ямки для воды, то он придерживал траву, пока слониха ногой отрывала кор­ни. Если к корням липла земля, она постукивала пуч­ком травы по голени, чтобы та осыпалась. Обдирая ко­ру с дерева, она хоботом хватала малейшие выступы коры и тянула, в то время как бцвни отделяли ее от ствола и рвали на полосы. Если чесались глаза, она терла их хоботом, словно валком, н хоботом же она раз­мазывала грязь по спине или осыпала себя песком.

А однажды мне довелось наблюдать одного слона, который подобрал хоботом ветку и почесал себе ногу — еще один пример использования животными орудий.

Но не все умел Н'Думе в раннем возрасте; многому он научился позже. Иногда казалось, что он наблюдает за Топким Бивнем и сознательно подражает ей, но у меня нет доказательств. Иногда он засовывал хобот в рот ма­тери, проверяя, что она ест; часть пищи он забирал, жевал и глотал. Вероятно, именно так слонята узнают, чем можно питаться. Тот же жест служит приветствием, когда кто-нибудь из них приближается к старшему со­родичу. Годовалый слоненок так же встречает взросло­го самца при временном появлении последнего в семей­стве.
 

Дуглас-Гамильтон И. и О. Жизнь среди слонов. М., «Наука», 1981 г., с. 88-89.


Интересно

«Если не углубляться в Античность и Средневековье, то можно сказать, что всё на­чалось с Христофора Колумба, который обнаружил в открытой им части света новую расу людей. Сперва этот факт просто вызывал удивление, но когда Америго Веспуччи убедил мир в том, что открыт именно новый материк (1503), возник вопрос: могут ли его жители быть потомками Адама? Те, кто отвечал утвердительно, позже стали именоваться моногенистами. Их позиция служила базой для защитников прав индей­цев на человеческое существование. Их противники - полигенисты, давали аргумен­тацию тем, кто видел в индейцах всего лишь «говорящий скот». Можно сказать, что моногенизм предварял идею эволюции человека.

Чайковский Ю.В., Пятьсот лет споров об эволюции, журнал «Вопросы философии», 2009 г., N 2, с. 71. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU